Техника - молодёжи 1936-08, страница 29

Техника - молодёжи 1936-08, страница 29

I АЛФАВИТ

5)бомяния

Искусство читать запахи не менее сложно, чем понимание китайских письмен.

Августу Ипполитовичу Мишель присуще это умение в совершенстве. Когда в 1908 году он приехал из Франции на службу к фабриканту Брокару, тот подверг его испытанию: «Вот вам духи. Расшифруйте их запах. Дайте рецепт, пропорции, композицию».

Пять дней Август Мишель сидел в гостинице взаперти. Взволнованно и кропотливо выяснял он тайну хрустального флакончика. И на шестой день фабрикант получил решение сложной задачи. Ведь его новый парфюмер ошибиться не мог. Он был уроженцем города Грасе, славящегося своими тридцатью парфюмерными фабриками, тончайшими ароматами их духов и одеколонов.

Еще мальчишкой по четырнадцать часов в сутки проводил Август Мишель в цехах, наполненных запахами эфиров. С тех пор чуть ли не 3 ООО различнейших запахов запечатлела наперечет его удивительная память.

Он различал мельчайшие вариации и крепости ароматов в пределах даже какого-нибудь одного эфирного масла.

Например, в прошлом году вместе со своим помощником Ивановым Август Ипполитович разобрал и классифицировал с огромной точностью... 400 сортов лаванды!

28 лет прошло со дня его приезда в Россию к Брокару. С тех пор он работает на этой же фабрике, ставшей уже крупным советским предприятием.

Трудно бывает новичку, зашедшему впервые в лабораторию композиции фабрики «Новая заря». Лавина ароматов еще с порога обрушивается на пришельца.

Крупные баки с концентратами духов и одеколонов, все эти «Лориган», «Красный мак», «Среди лип», «Полет», «Ландыш» — все они сразу наполняют комнату своим благоуханием, и кажется, что запахи непрерывно сливаются в такой невнятный и грузный хор, из которого никак не выделить отдельного аромата.

Но Август Ипполитович легко различает в этой огромной сумме запахов все ее слагаемые. Его тренированное обоняние сосредоточено и направлено. Молодые практиканты стайками ходят за опытным мастером парфюмерии. Он учит их, еще студентов, разбираться в этом ароматическом хаосе, он тренирует молодежь и рассеянное обоняние будущих парфюмеров.

— Сегодня запомните эти два сорта масла, — говорит им парфюмер Мишель. — Не сидите больше часа в этой лаборатории. Нельзя, чтобы ваше обоняние тупело. Возьмите флакончик домой. Понюхайте на воздухе.

Каждый год т цеха композиции выходят ароматические новинки. Их создает Август Мишель, умело и причудливо сочетая в смесях различные композиции эфирных масел. Сейчас фабрика производит около 300 запахов.

Это большая и сложная работа — придумать новый запах, новый, как говорят парфюмеры, «букет» духов.

Внешне это может показаться похожим на «кухню». Но кухню особую, требующую основательных знаний химии, ясного понимания реакций, наличия большого тонкого вкуса.

-— Бывают духи, — рассказывает Мишель, — в композицию которых вложено 35 и даже 50 видов различных эфирных масел. Как трудно парфюмеру, в этих многочисленных связях и реакциях, хранить «нитку первоначального запаха», «помнить и выделять лейтмотив»!

«Духи упали, — говорят иногда химики, запах уже убит», и надо снова начинать поиски наиболее интересных и уживающихся друг' с другом химических сочетаний, проверять, достаточно ли стоек запах, не улетучивается ли он (ведь многие душистые вещества очень летучи).

Потом наступает время «шлифовки» аромата. Его как бы «осматривают» со всех сторон, выделяют какую-то доминирующую, главную «ноту запаха», корректируют всю композицию, сглаживают резкие примеси, закрепляют смесь добавлением мускуса и т. д.

'На поиски нового, свежего аромата обычно уходит более двух месяцев

Й)опотливого и творческого труда.

ужно сделать, примерно, 50 проб! Но в день можно проводить лишь 2 пробы, постепенно привыкая к новому запаху. Мишель не всегда доверяет себе. Он дает свои флакончики на проверку друзьям. Или же собирает свои маленькие бутылочки и везет их за город, чтобы наблюдать, как они «звучат» на свежем воздухе!