Техника - молодёжи 1936-09, страница 24

Техника - молодёжи 1936-09, страница 24

матическое управление, увеличить дистанцию выстрела, еще больше обеспечить невидимость.

В 1864 г. конструктор Роберт Уайтхед, англичанин, работавший в Фиуме на заводе морских машин, конструктивно решил эту задачу по идее и эскизам капитана австрийского флота Луписа. В одном из первых опытных образцов двигателем служила пружина. Маховик, помещенный внутри торпеды, был соединен с гребными винтами. В момент выстрела пружина отпускалась, маховик начинал вращаться. Торпеда шла на поверхности, и рули управлялись канатами с берега. Но уже в 1870 г. применялась построенная Уайтхедом торпеда, приводимая в движение поршневым двигателем от сжатого воздуха. Заряд ее содержал 35 кг пироксилина, скорость—-8 узлов (узел—1,85 км в час), дистанция хода — 400 м.

С этого времени торпеда непрерывно совершенствуется, повышается мощность ее двигателя, увеличивается скорость дистанции хода, вес и эффективность заряда.

Построенный в 1896 г. конструктором Обри специальный жироскоп разрешил задачу автоматического управления ходом торпеды, и в империалистическую войну торпеда выросла в грозное оружие, поражающее врага на дистанции до 17 км и со скоростью до 40 узлов.

Однако, во время войны 1914—1918 гг. были значительно усовершенствованы и способы защиты от торпеды. От действия взрыва защищались специальными противоминными утолщениями, отделяющими центр взрыва от жизненных частей корабля. Увеличились скорости хода и маневрирования больших кораблей, которые, заметив след торпеды, ускользали от нее. В результате в самом большом морском бою мировой войны, при Скагерраке в 1916 г. (Ютландский бой), из 100 торпед, выпущенных немцами, только одна попала в английский корабль «Мальборо», после чего последний имел возможность продолжать артиллерийский бой и собственными силами добраться до порта.

Снова нужно было совершенствовать торпеду, и вот еще в мировую войну были нащупаны пути дальнейшего улучшения конструкции торпеды и тактики ее использования. Чтобы увеличить процент попадания, в 1918 г. вооружили торпедами быстроходные моторные катеры, которые молниеносно подходили к противнику, выпускали торпеду и уходили, оставаясь либо незамеченными (ночью), либо невредимыми, так как представляли собой слишком малую мишень для судовой артиллерии. Кроме того, торпеда перекочевала на самолет. За время мировой войны немцы предприняли одиннадцать атак с помощью самолетов-торпедоносцев и выпустили 28 торпед, из которых 6 попали в цель.

Чтобы сделать торпеду бесследной, конструкторы работают над проблемой электрического двигателя. В декабрьской (за 1У35 г.) книжке Французского журнала «Знание и жизнь» есть указание на существование торпед с кислородно-водородным двигателем, в котором отходящие газы превращаются в воду и тем самым не образуют следа.

Насколько завладела умами торпедистов идея абсолютно точного направления торпеды, видно хотя бы из сообщения о японских торпедах, управляемых человеком, помещенным внутри. Смель-

Разрез панцирной плову чей батареи Фультона.

Шестовая мина на катере.

Ночь на 27 октября 1864 г. была особенно темной. В защищенной бухте стоял на якоре броненосец южан. Темный силуэт броненосца высился громадой своей надводной части над более мелкими военными судами флота. Все было спокойно, безопасность обеспечена: дозорные суда охраняли флот, а в самую бухту, где были сосредоточены значительные силы, никто не ждал «гостей». На шныпявшие в разных местах бухты маленькие катеры особенного вниманий не ооращали: нй бе-" per и с берега все время скользили шлюпки с моряками. Поэтому никто на броненосце не обратил внимания на мелькнувший около корабля крошечный катер, почти невидимый в ночной мгле. И вдруг толчок, и оглушительный взрыв потряс корабль... Быстро набирая воду в образовавшуюся пробоину, броненосец пошел ко дну. Лейтенант флота северян Кэшинг, управлявший катером-торпедой, бросился в воду и спасся, выплыв к другому берегу залива.

Но такой катер-снаряд, названный шестовой миной, даже ночью легко мог быть обнаружен. Чтобы сделать его невидимым и днем, шестовую мину укрепили на носу подводной лодки. В ту же войну эта подводная лодка взорвала военный корабль южан и сама'пошла ко дну.

С улучшением охранной службы шестовые мины потеряли свое значение, так как трудно было приблизиться к неприятельскому кораблю. Тактика нанесения удара в подводную часть корабля меняется, появляются так называемые метательные мины, которые в момент взрг ва не связаны с пославшим их судном. Мина выбрасывалась сжатым воздухом на ходу на близком расстоянии от противника из специального аппарата. Оставалось еще Много нерешенных вопросов — пристроить к мине собственный двигатель, сообщить ей авто