Техника - молодёжи 1936-09, страница 31? хрустальная посуда идет в художественный цех и цех алмазного гранения. Однако, в этом цехе вы не найдете ни одного алмаза. На его верстаках рядами расположились карборундовые шлифовальные круги. Мастера сидят за верстаками, и против каждого из них вращается шлифовальный круг. Прижимая к мокрому кругу изделие, мастер делает на нем глубокий прорез. Эта работа требует больших навыков и сноровки, которые из поколения в поколение передавались алмазникам двухсотлетнего завода. Звезды, цветы, колосья и т. д. вырезываются алмазниками прямо на-глаз, и, несмотря на это, никаких неправильностей в узоре на готовом стаканё мы не замечаем. Только для более сложных орнаментов делаются разметки основных контуров. На верхнем снимке вы видите «цветник» с нанесенными на него основными осями контуров рисунка. А на среднем снимке показан конечный момент обработки того же Цветника. Из-под карборундового камня грани выходят тусклыми, матовыми. Поэтому изделие шлифуется на щетках. Теперь грани приобретают свойства хрусталя —играть на све гу . переливами преломленных лучей. Эти свойства граненого хрусталя объясняются прежде всего его составом. В основном его шихта такая же, как и у обычного стекла, но в нее вводятся еще свинец и поташ. Свинец сообщает стеклу характерный блеск и свойство сильно преломлять лучи. Поташ делает стекло более прочным и легкоплавким. Варка хрустального стекла производится не в ванных, а в так называемых горшковых печах, Это печи, внутрь которых помещены огнеупорные горшки; в них-то и плавится шихта. Несмотря на свою древность, горшковые печи наиболее удобны для производства хрустальной посуды. Они позволяют в одной-печи одновременно варить стекло самых разнообразных цветов, тогда как в ванной печи это невозможно. Введя в шихту одного из горшков кобальт, мы получим синее стекло, в другом горшке цвет стекла будет красным, если в его шихту ввести селен или закись меди. Процесс выдувания хрустальной посуды ничем не отличается от процесса . выдувания обычной. На нижнем снимке вы видите за работой мастера художественного отдела. Таких мастеров на всем заводе только пять. Это мастера большого искусства, именуемого глубоким травлением и открытого французским художником Галле. Рядом последовательных травлений плавиковой кислотой достигаются самые разнообразные художественные эффекты. Чем глубже проникает кислота в цветной слой, приближаясь к прозрачному хрусталю, тем становится тон. Этим и объясняется многообразие оттенков при глубоком травлении. Таких цветников, как «Турист», который вы (видите слева на столе, мастер успевает сделать не более двух штук в месяц. Вот насколько сложна и кропотлива эта работа. |