Техника - молодёжи 1937-01, страница 36

Техника - молодёжи 1937-01, страница 36

Немецкий майор Гельдерс опиоы-вает в -своем (романе фантастическую картину разрушения Парижа в будущей войне.

Испанский мятежный генерал Франко при помощи своих хозяев — германских и итальянских фашистов — на глазах всего цивилизованного мира с хладнокровием профессионального бандита претворяет фантазию Гельдерса в действительность, систематическими воздушными налетами пытаясь разрушить столицу Испании — Мадрид-

Идея использования авиации для воздействия на крупные населенные центры не нова; она давно проповедуется многими военными деятелями и писателями буржуазии, мечтающими в течение нескольких дней кончить будущую войну средствами авиационного оружия. Они полагают, что сумеют избежать опасности, связанной с формированием массовых армий, ворружением пролетариата, ростом его сознательности и вопиющими (противоречиями капиталистического строя, обнажаемыми войной.

Многое в этих мечтах смешно и несбыточно. Об этом лучше всего свидетельствует практика буржуазных стран, которые, готовясь к войне, все же создают массовые армии и возлагают надежды не только на самолеты, но и на танки, пехоту, артиллерию и другие роды войск.

06 этом говорит также и последний опыт двух войн фашизма — в Абиссинии и в Испании, где авиационное оружие было впервые применено систематически и в массовом масштабе, но все же оказалось не в силах само по себе решить успех военных действий.

История уже знает случаи воздушных налетов на города в мировую войну 1914—1918 иг.

В течение 1917 и 1918 гг. немецкие самолеты неоднократно нарушали воздушные рубежи союзников и вторгались глубоко в их тыл. Однажды ливерпульский вокзал в Лондоне был атакован 14 бомбардировщиками, которые сбросили 72 бомбы. Этот налет повлек за собою наибольшее число жертв за все воздушные нападения мировой войны — 594 убитых и ране-

7 марта 1918 года германский многомоторный бомбардировщик типа «К» (Гигант) сбросил над районом Уоринг-тон Кресчент в Лондоне бомбу весом в 900 килограммов. Такая огромная бомба была единственной за всю мировую войну. Она убила 12 человек, разрушила 4 дома, нанесла сильные повреждения 16 домам и легко повредила не менее 400 домов!

За все годы мировой войны на Париж и его окрестности было сброшено свыше 1 ООО бомб; в большинстве это были мелкие бомбы слабого действия (более половины из них весом до 10 килограммов и лишь 10% весом от 100 килограммов и выше). В границах города Парижа упало около 35% этого количества бомб общим весом свыше 31 тонны. Эта цифра для современной авиации ничтожна; она составляет бомбовую нагрузку всего лишь одной эскадрильи тяжелых бомбардировщиков (10—12 кораблей). Однако, этим относительно

небольшим числам бомб было поражено 915 человек. Отметим, что на 1 тонну бомб приходится около. 10 убитых и около 20 раненых.

На Лондон за время войны немецкими самолетами было сброшено около 30 тонн бомб, поразивших 1.880 человек; при этом в среднем на- 1 тонну бомб приходится около 20 убитых и 40 раненых. Статистика говорит, что расход стрелковых и артиллерийских боеприпасов в сражениях наземных армий составлял в среднем 1,6 тонны на одного раненого : и около 3 тонн на убитого. Это значит, что скученное население Лондона несло потери от воздушной бомбардировки, примерно, в 60 раз большие, чем действующая армия от артиллерийского и ружейно - пулеметного огня! Добавим к этому, что воздушные налеты нарушали нормальную жизнь городов и предприятий — производительность труда падала, работа шла с большими перебоями.

Со времени мировой войны минуло восемнадцать лет. За это время боевая авиация прошла огромный путь развития. И вот...

«Через восемнадцать лет после налетов на Рариж германской авиации, в первый раз после мировой войны, большая европейская столица, миллион собранных вместе мирных жителей подвергаются хладнокровной бомбардировке с воздуха. В первый, но не в последний раз. Первая, но не последняя столица под авиационными бомбами•>.

Так писал корреспондент «Правды», Михаил Кольцов, еще 1 сентября.

Печальный опыт бомбардировки Мадрида и других городов Испании еще не систематизирован и не изучен. Но то, что уже известно всем по сообщениям газет, далеко превосходит размеры и эффективность воздушных бомбардировок мировой войны.

Испанские фашисты начали применять свою авиацию против мирных городов республики еще с первых дней войны; но в начале мятежа соотношение авиационных сил было не в пользу фашистов, и их авиация как количественно, так и качественно была слаба. Именно этим и объясняется, что до Октября налеты на Мадрид были бессистемны и не давали почти никакого эффекта. Активное вмешательство германского и итальянского фашизма резко изменило обстановку. 31 октября впервые со страниц газет закричала крупная Цифра жертв: 41 убитый и 130 раненых в Мадриде да 100 пострадавших в Хетафе и Парли... Все это сделали только три бомбардировщика... Дальнейшие события нарастали с катастрофической быстротой: чем меньше надежды оставалось у фашистов на легкое овладение Мадридом, тем беспощаднее и массовее были действия мятежной авиации.

Только за десять дней, с 8 по 18 ноября, от бомбардировок фашистских самолетов пострадало 1 936 жителей Мадрида (из них убито 365), то е<*гь столько, сколько за всю мировую войну в Лондоне! К 17 ноября в Мадриде сгорело от бомбардировок около 60 домов, в том числе ряд крупнейших зданий города.

Масштаб действия фашистской авиации непрерывно возрастал. В авгу

сте — сентябре над Мадридом действовали одиночные самолеты; в начале ноября число самолетов обычно не превышало 10—15; 19 ноября -город одновременно бомбили 18 «юнкер-сов», сопровождаемых 30 истребителями,— всего в воздухе было около 50 фашистских машин... Город подвергался разрушению по обдуманному, систематическому плану.

«Бомбардировка возобновляется каждые три-четыре часа. И после каждого налета остается все больше и больше пылающих развалин, ecet больше и больше окровавленного человеческого мяса. А опьяненные убийцы в темносерых стальных коробках еще и еще кружат над городом., еще и еще обрушивают грохот смерти На беззащитных людей. Три-четыре часа проходят. С улиц едва успевают убрать жертвы; в комнатах веют холодные ветры, — трудно в Мадриде найти дом с целыми стеклами окон. И все опять начинается сначала».

(М. Кольцов, «Правдах.)

Дальнейшие события известны всем.

Мы не знаем, сколько бомб было сброшено фашистами на Мадрид, как распределяются они по калибрам и каков точный эффект причиненных ими разрушений. Но одно очевидно: теория беспощадного Подавления мирного населения при помощи авиации стала практикой. Авиация еще раз доказала свою колоссально возросшую -мощь; капитализм цинично продемонстрировал методы будущей войны.

Ведь действия над Мадридом были не более как репетицией «настоящей» большой войны фашизма. Хотя количество средств, пущенных в ход генералом Франко, само по себе и значительно, но оно далеко уступает возможностям таких мощных стран, как фашистские Германия или Ита-

Героический народ Испании оказывает упорное сопротивление фашистским генералам и их вооруженным до зубов бандам. Испанские трудящиеся наносят сокрушительные удары регулярным войскам генерала Франко. К нему .на помощь пришли тысячи солдат германского и итальянского фашизма. Десятки самолетов, танков, орудий почти ежедневно прибывают из Германии и Италии.

Однако, мутная волна фашизма разбивается у ворот Мадрида и откатывается Назад. Не помогают «юнкерсы» и «капрони», не помогают танки, не помогают «белокурые мавры» и другие мракобеаы.

Как ни могуча «техника истребления», но нет силы, которая могла бы сокрушить свободный народ, восставший в едином порыве (против поработителей, воплотившихся в омерзительную личину зверского фашизма.

О могуществе иопанского народа, о его неукротимой воле к борьбе и победе, обо всем этом говорят факты героической обороны Мадрида, успешные действия правительственных летчиков и дружинников народной милиции. Об этом же говорят героическая борьба испанских женщин, испанского народа и (международная солидарность всего прогрессивного человечества, подхватившего боевой клич испанских борцов —«Они не пройдут!»

34