Техника - молодёжи 1937-01, страница 37

Техника - молодёжи 1937-01, страница 37

Е. БОЛТИН

С выше двух месяцев объединенные силы испанских мятежников и фашистских держав осаждают Мадрид. Все средства современной боевой техники обращены против героических защитников столицы республиканской Испании. Однако, бомбардируя Мадрид с воздуха, поддерживая действия своих войск артиллерией, танками, пулеметами и другими огневыми средствами, мятежники не только не поколебали стойкости республиканцев, но и потерпели сами жесточайшие поражения.

Несколько раз мятежное командование было вынуждено менять свои тактические планы. Не удавалось взять Мадрид лобовым штурмом, оказались безрезультатными различные обходные маневры, провалилось и одновременное концентрическое наступление на столицу со всех сторон.

Все это стоило мятежникам тяжелых потерь и в первую очередь в тех частях, которые играли у них главную роль (марокканцы, иностранный легион). Лишившись своих самых надежных кадров, мятежный генерал Франко опирается теперь на войска интервентов. В тот момент, когда пишутся эти строки, газеты принесли известие, что в очередной атаке на Мадрид принимают участие германские войска под командованием генерала Шперле, что новый десант в Кадиксе состоит из четырех тысяч 'итальянских «добровольцев».

Позиционный характер боев под Мадридом резко изменил соотношение сил воюющих сторон. Если за время затяжной осады столицы республиканское правительство в результате огромных усилий вооружило свою армию современными средствами ведения войны и каждый день обороны являлся для республиканцев источником накопления сил, — то для мятежников безрезультатное отси-живание в окопах имело обратное значение. Каждый следующий день осады приносил фашистам новые неудачи, катастрофическую убыль в людском составе, тяжелые потери материальной части.

Из газет читатель знает, как с каждым днем неуклонно крепли силы республиканцев. На артиллерийокий огонь ■мятежников республиканцы отвечали еще более эффективным огнем, на танки следовал, ответ танками, на атаки—контратаки. Все чаще и чаще боевая инициатива переходит в руки республиканцев. Сплошь и рядом мятежники, выбитые из своих позиций, вынуждены сами

переходить в контратаки, нередко заканчивающиеся разгромом мятежных частей и их беспорядочным отступлением.

Действия авиации в боях под Мадридом приобретают исключительное значение. Надо прямо сказать, что в воздухе республиканцы нанесли мятежникам тягчайшее поражение. А ведь как уповали фашисты на свою авиацию! На немецких «юнкерсах» и «гейнкелях», на итальянских «капрони» руками немецких и итальянских летчиков фашисты сбросили тысячи тонн фугасных и. зажигательных бомб на город, где находились сотни тысяч гражданского населения. Они пытались претворить в жизнь свои теории о беспощадной воздушной войне. Но, как известно, оборона столицы не ослабела. А ведь весь мир знает, что Фашисты поставили своей задачей смести с лица земли Мадрид, не считаясь с тем, что его обитатели — это миллион мирных жителей. И если мятежники не осуществили своего чудовищного замысла, го это случилось отнюдь не потому,.что они прониклись жалостью к беззащитному населению столицы. Мятежники потерпели тяжелое поражение на земле, их разгромили в воздухе, и в этом причина крушения погромного плана современных каннибалов.

Разгром мятежной авиации оказался настолько ощутительным, что даже фашистские покровители генерала Франко, которые пока не окупятся на своих летчиков и самолеты, не могут восполнить пробел в авиационных частях мятежников. Сейчас республиканская авиация, как количественно,. так и качественно, значительно превышает авиацию мятежников.

Почему же фашистским самолетам, особенно в первую половину обороны Мадрида, удавалось засыпать бомбами столицу? Как, постепенно накапливая силы, республиканская авиация добилась превосходства в воздухе? В чем оказалось своеобразие противовоздушной обороны Мадрида? Все эти вопросы столь интересны и актуальны, что на них следует остановиться подробнее.

Гражданская война нередко вносит сеоьезнейшие поправки в арсенал господствующих теорий ведения войны, различных доктрин и истин, которые, казалось бы, не подлежат никакому сомнению. Так, например, герои

35