Техника - молодёжи 1937-03, страница 26

Техника - молодёжи 1937-03, страница 26

Инж. И. РЫЖЕНКО

Огонь бтТтыла

Рисуя новые города или большие заводы, художники обычно изображают громадные облака темного дыма, летящего из заводских труб. Это не лестно для современного передового предприятия. Чем хуже сгорает топливо, тем больше его улетает вместе с дымом. «На ветер» вылетают не сгоревшие частицы углерода, зола, пары воды, сернистый газ, полученный при сжигании угля, содержащего серу.

В СССР, стране планового размещения источников энергии, многие электростанции работают теперь на местных видах топлива, месторождения которых находятся вблизи электростанций. Высокие сорта коксую-•щегоСя угля можно полностью отдать металлургической промышленности; бензин, керосин, сказочные масла, переработанные из нефти, — использовать для самолетов, автомобилей, тракторов. Переход московских электростанций на подмосковный уголь и торф разгрузил железные дороги от перевозок нефти и донецкого угля. На подмосковном топливе работают такие крупные электростанции, как Каширская и Сталиногорская (на подмосковном угле), Шатурская и им. Классона (на торфе).

Но многие местные виды топлива, особенно угли, низкосортны и содержат в себе много «баласта»: влаги, золы и серы. Зола не горит, влага мешает горению, сера при сгорании превращается в сернистый газ, вредный для человека, для растений и даже построек. Каждая молекула (мельчайшая частица) газа слагается из одной частицы серы топлива, присоединившей к себе две частицы кислорода, отнятого у воздуха, прони.-кающёго в топку.

Бели в донецком угле около 12% золы, то в подмосковном — 20%; соответственно •в этих углях влаги — 5,5% и 32%, серы —1,7% и 3% (в кизеловском угле серы еще больше— 6,1%). Весь этот баласт улетает в виде дыма, а так как большинство крупных электростанций сжигает не кусковой уголь, а угольную пыль, это увеличивает выход золы. При сжигании пыли около 70% золы улетает в трубу.

Вряд ли вы знаете, какая чудовищная тяжесть подымается в воздух с дымом. Только четыре московских ТЭЦ (теплоэлектроцентрали) — Фрунзенская, Сталинская, ТЭЦ высокого давления и ТЭЦ автозавода им. Сталина— в 1937 г., сжигая подмосковный уголь, могут выпускать в атмосферу вместе с дамом 4 ООО г летучей золы и около 700 т сернистого газа в оупми. Дли погрузки этой золы нужно 220 вагонов. А если /газ переработать в серную кислоту, это составит 1 100 т серной кислоты в сутки.

Жители городов видят, как толстый слой зольной пыли покрывает окружающие станцию деревья, здания, землю. Зимой снег становится

24-

На нижнем снимке вы видите щка-ни здорового легкого.

темносерым; через форточки зола попадает в дома, проникает в цехи заводов и ускоряет износ трущихся частей станков и машин.

Еще хуже сернистый газ. Он невидим, его мы ощущаем только по запаху, но он во много раз вреднее золы. В атмосфере сернистый газ частично растворяется в водяных парах воздуха и превращается в пары серной кислоты. Человек, вдыхая воздух, вдыхает и пары кислоты, а поскольку за сутки наши легкие пропускают около 9000 л воздуха, в них содержится немалая доля ядовитых паров.

Исследования в Англии показали, что в 1-й3 деревенского воздуха 0,477 .иг сернистого газа, а в Лондоне в 30 раз больше: до 14 мг. Густые облака дыма мешают солнечным лучам доходить до земли. В той же Англии вскрытия показали, что многие летели промышленных городков умирали от болезней дыхательных органов, не имеющих туберкулезного характера. Для пробы брали 20 кроликов и слегка заражали их грибком. 10 кроликов оставляли жить в чистом воздухе, 10 — в задымленном; первые 10 быстро выздо-

Дерево, „дышащее• чистым воздухом (нижний снимок).

На легких горожанина скапливаются отложения угольной пыли (верхний снимок).

равливали, остальные заболевали воспалением легких.

На дереве, «дышащем» задымленным воздухом, осыпаются листья, усыхают ветки. В лесу вокруг Каширской электростанции верхушки деревьев заметно усыхают. Мрамор « кирпичная кладка под влиянием дыма теряют прочность. Кирпич становится рыхлым, разъедаются крыши домов.

В Англии взяли для опыта обыкновенные. железнодорожные рельсы весом около 29 фунтов в погонном футе (1 фут = 0,3048 м).

Рельсы уложили в трех местах: в сухом дымном туннеле, в сыром дымном туннеле и на морском берегу. После года рельсы взвесили и выяснили, насколько они уменьшились в весе: в сухом дымном туннеле — на 1,48 фунта, в сыром дымном туннеле— на 1,71 фунта, а на морском берегу всего на 0,8 фунта.

Под влиянием сернистого газа металл изнашивается в 6 раз быстрее. Железные конструкции в городах теряют половину своей прочности Мерез 40 лет, а в особенно задымленных местах через 30 лет. В сельской местности половину своей прочности они теряют только через 250 лет.

Дерево, отравленное сернистым газом, содержащимся в дыме (верхний снимок).