Техника - молодёжи 1937-06, страница 24

Техника - молодёжи 1937-06, страница 24

но текущий >по линии ток начинает уходить в землю. Чтобы избежать этого явления, можно последовательно с искровым промежутком включить плавкие предохранители; тогда заземление будет происходить только на самое короткое время, а затем предохранитель, расплавившись, прекратит утечку тока в землю. Но это опять связано с другим неудобством: после того как предохранитель переплавится, искровый промежуток уже не может более защищать линию от повторных ударов молнии; поэтому в последнее время стали применять более сложные разрядники, которые, во-первых, гасят образовавшуюся дугу и, во-вторых, могут действрвать многократно. Это так называемые многократные деионные разрядники, или стреляющие разрядники.

В стреляющем разряднике дуга возникает внутри трубки, сделанной из какого-либо вещества, выделяющего при высокой температуре большое количество газов, которые очень быстро гасят образовавшуюся дугу, а как только гаснет дуга, прекращается выделение газов, и разрядник снова готов к действию.

Лабораторное исследование молнии затруднено огромными напряжениями грозовых разрядов и колоссальными размерами молний. Трудно представить себе осуществление установки, дающей искры в несколько километров длиной. Поэтому в лабораториях молнию .приходится исследовать на моделях в значительно меньших масштабах. Но чем ближе будет масштаб модели к масштабу естественного явления, тем ценнее окажутся результаты лабораторных исследований. Сейчас Ленинградским индустриальным институтом 'строится новая, весьма крупная высоковольтная лаборатория, здесь устанавливается генератор, который позволит получать напряжение до 16 млн. вольт, длина искусственной молнии будет достигать 15—16 .и. Лаборатория будет изучать последовательные стадии развития электрического разряда и проверять действие различных защитных устройств. Основная цель лаборатории — изучение действия грозовых перенапряжений на линиях электропередачи.

тг

Все, что мы говорили до сих пор, относится к обыкновенной полосовой молнии. Но молнией называют еще и другое, очень своеобразное явление — так называемую шаровую молнию. Она появляется в виде огненного шара, который движется довольно медленно и исчезает иногда бесшумно, иногда же взрывается с громом.

Приведем только один весьма характерный случай появления шаровой молнии. Описание его мы заимствуем из упомянутой уже книги Фламмариона. «5 июля 1852 г. в Париже шаровая молния проникла через камин в комнату портного, опрокинув бумажный экран,' заслонявший камин. Этот огненный шар казался котенком средней величины, свернувшимся в клубок и катящимся без помощи лап. Он приблизился к ногам портного, как бы желая поиграть с ним. Портной потихоньку отодвинул ноги, чтобы избежать соприкосновения, внушавшего ему нестерпимый ужас. Через несколько секунд огненный шар поднялся вертикально на высоту лица сидящего портного, который, чтобы не коснуться шара лицом, вытянулся, отклоняясь назад. Огненный шар продолжал подниматься и направился к пробитому выше камина отверстию, которое было заклеено бумагой. Шар отклеил бумагу, не повредив ее, вошел потихоньку в трубу и, поднявшись до известной высоты, произвел страшный взрыв, который разрушил конек кровли, разбросав осколки по двору и повредив крыши многих соседних домиков».

В существовании шаровых молний не приходится сомневаться. Известно много случаев их появления, и, наконец, за последнее время удалось получить несколько фотографий шаровых молний.

Природа этого явления еще далеко не выяснена. Впрочем, некоторым ученым удавалось получить экспериментально что-то похожее на шаровую молнию. В этом отношении, пожалуй, интересней всего опыты русского физика Н. А. Гезехуса. Он погрузил в воду полюс трансформатора, дававшего переменный ток в 10 тыс. вольт, и. соединил другой его конец с горизонтальной медной пластинкой, помещенной на расстоянии 2—

4 см над водой. При этом наблюдался разряд, иногда в виде светящегося шарика, который перемещался при малейшем дуновении. Покрывая этот шарик колпачком, можно было наблюдать появление бурых паров окислов азота.

Гезехус полагает, что шаровая молния состоит из азота, сгорающего под влиянием сильных колебательных разрядов. Французский астроном и физик Е. Матиас высказал недавно предположение, что в состав шаровой молнии входят многоатомные молекулы азота и кислорода и высшие окислы азота. По Матиасу, эти вещества, еще не известные нам, весьма неустойчивы и потому при охлаждении разлагаются со взрывом.

Приносит ли молния какую-нибудь пользу? Несомненно приносит. Молния, как всякая электрическая искра, озонирует воздух. Озон — это некоторое видоизменение кислорода. Молекула обычного кислорода состоит из двух атомов, а молекула озона из трех. Под действием молний часть кислорода воздуха переходит в озон. А озон губительно действует на всевозможные бактерии, он очищает, дезинфицирует воздух. После грозы воздух особенно чист и полезен для дыхания.

Под влиянием молнии азот воздуха соединяется с кислородом, давая различные окислы азота. Эти окислы, 'соединяясь с дождевой водой, дают кислоты, которые, попадая в почву, образуют азотистые соли. А азотистые соли необходимы для жизни растений. Таким образом, дождь во время грозы не только орошает, но отчасти и удобряет наши поля.

Было бы очень заманчиво попытаться активно использовать энергию молнии. Мы уже говорили, что ежесекундно на всем земном шаре ударяют-100 молний. Общая мощность их достигает примерно 2 700 миллионов киловатт. Это число очень велико. Если использовать всю энергию молний, то на каждого человека придется в среднем более двух лошадиных сил.

Однако современная техника еще не располагает такими средствами, которые позволили бы это осуществить.