Техника - молодёжи 1937-08, страница 55ШИФР ПОД ПОЧТОВОЙ МАРКОЙ Один молодой моряк вызвал наши подозрения исключительно широким образом жизни, не соответствовавшим его Заработку. Нужно было быть очень проницательным, чтобы [ распознать шпиона в этом молодом иностранце, приезжавшем на нейтральном судне. Он останавливался в лучших гостиницах города, обедал^в первоклассных ресторанах и тратил крупные суммы. Опрошенные офицеры с корабля сообщили, что родители [его не обладают большими средствами. I Для наведения справок мы послали двух агентов на его родину. Агенты подтвердили наше предположение о сомнительном источнике его колоссальных средств. Двум лучшим агентам было поручено следить за молодым ^моряком. Вся личная переписка и сношения его стали подвергаться особо строгому контролю. Между тем в каждый свой приезд он продолжал сорить \ деньгами и роскошно жить, как человек, имеющий неисчислимые богатства. Беспрерывное наблюдение за ним не обнаруживало ничего подозрительного. Но как-то вечером этот молодой человек, совершенно пьяный, неожиданно явился на почтамт, подошел к отделению выдачи писем до востребования и спросил письмо на свое имя. Это было новостью для нас. Обычно вся корреспонденция его адресовалась па корабль. С приходом судна в Нант старший офицер получал всю почту и распределял ее, Почтозый чиновник передал молодому человеку письмо внушительных размеров. Это был большой конверт, туго' набитый бумагами. : С почты моряк отправился в кафе на площадь Рояль и сел на террасе. Следившие за ним агенты видели, как он старался сорвать марки с конверта, не успев вскрыть пакета. Но он был до того- пьян, что руки не повиновались ему. Неожиданно произошел инцидент. Моряк потребовал вина, но слу| а, видя клиента в нетрезвом состоянии, отказал. Рассерженный, он настаивал и чуть было не побил слугу. Тогда постовые агенты вмещались в эту историю и, по указанию наших агентов, арестовали его и отвели в центр, где он уже был известен. Его поместили .в надежное место до производства допроса, У него отобрали полученный им пакет и 17 тыс. франков | французской и иностранной валютой. На следующий день он самым серьезным образом уверял Г лас, что эти деньги составляют его сбережения от жалованья, Пока он спал, мы тщательно осмотрели его вещи и бумаги в портфеле. Ничего подозрительного не было найдено, его L' личные документы были в порядке, и мы намеревались отпустить его на корабль. I Тут один из агентов, наблюдавши* за ним, сообщил нам, t что молодой моряк пытался первым делом сорвать марки ' с полученного им письма. Мы немедленно приступили к . исследованию письма. Разглядывая сквозь лупу почтовый штемпель, мы вдруг заметили выходящую из-под марки ко-:' роткую черточку,- проведенную пером, I Осторожно марки были отклеены, и мы увидели скрывавшийся под марками текст шифрованного письма. «.ЛАНДЫШ ЭЛЬЗАСА» . Слыхали ли вы, чтобы ноты для музыки, притом с таким поэтическим названием, как «Ландыш Эльзаса», могли приносить огромный вред государству? Ручаюсь, что вы обратили бы на них столько же внимания, как и на все остальные музыкальные произведения, красовавшиеся на витрине магазина. Долгое время мы так же ошибались: эти ноты содержали . в себе инструкции центра шпионажа а Берне германским агентам, работавшим во Франции. В момент появлении этого нового трюка' германской разведки наш почтовый контроль достйг совершенства: ни одно письмо не попадало по назначению, не будучи прочтено и расшифровано нами. Вследствие этого сеть германского шпионажа у нас, стоившая Германии больших средств, несколько раз разрушалась. Для германского штаба это равнялось бедствию, так как разведывательная служба была самым ценным помощником командования. И вот один из главных агентов германской разведки в Англии, Франц Хигман, придумал новое средство. Он предложил начальнику этой сети у нас, Штейнгаузеру, «трюк с музыкой». Он заключался в том, что каждая буква алфавита соответствовала музыкальной ноте. Ключ к этой секретной переписке имели только двое: агент, доставлявший сведения, и агент, получавший их. Притом ключ мог изменяться по желанию, от чего тайна переписки становилась вернее., Способ переписки отличался большой простотой, Но НикТи не сможет понять, каких трудов стоило нам раскрыть его. Почтовый контроль, не обнаруживая с некоторых пор подозрительной переписки, известил контрразведывательный аппарат, которому вскоре удалось проследить, что секретные, сведения, продолжают неизвестным путем проникать через границу, Мы принялись энергично действовать: охрана приграничных городов и портов из исключительно строгой превратилась в безжалостную. Каждый прибывающий в порт пароход, подвергался обыску, а экипажу вцспрещалось спускаться на берег. Но нигде не находили ничего подозрительного. А из Парижа нас извещали, что сведения проходят через границу. Мы приходили в отчаяние. СЕ i , f л. V . t' с V" L ft I i-^'pl^i v-WHl Si R Q . U t J I V О Ifcs ^^iVi'^j1» i J А С С ^ S* КС Г-Е PT «Трюк с музыкой» заключал-с я в том,, что каждая бук па алфавита соответствовала музыкальной поте. Справа — ключ к «Ландышу Эльзаса Напрасно усиливали мы патрули на побережье и в местностях, дающих возможность высадки агентов с подводной лодки, и усиленно "следили за бывшими на подозрении людьми. Безрезультатно! Но вог однажды один из агеи за сомнительной личностью в сообщение. Этот человек еженедельно получал большое количество нот от одного иноскраиного музыкального издательства, Среди -них одни ноты, под названием «Ландыш Эльзаса», приходили регулярно каждую неделю. Назначенное наблюдение через три недели выяснило что еженедельноЬНаЯ ВеЩЬ' "е МеНШ' назна,1ИЯ- меняла музыку Мы попали на верный след. По' донесению, сделанному -К Н8М пр"был специалист по криптограммам и прекрасный музыкант, быстро выяснивший дело. Посредством музыкальных нот центр германского шпионажа в Берне вел переписку со своими агентами во Франция Одновременно мы узнали, каким путем доставляли гермам-ские агенты во Франции требуемые Берном сведения В связи с этим нами были разоблачены еще несколько новых шпионов, так как все, получавшие партитуру «Ландыш Эльзаса», несомненно состояли в германской разведке."^ i же эта вещь не значилась. J прода- 53 |