Техника - молодёжи 1937-09, страница 48Лукреций КарДве тысячи лет назад, в I в. до нашей эры, римский поэт Тит Лукреций Кар написал поэму «О природе вещей». Среди сохранившихся памятников древней литературы, эта поэма занимает со? вершенно исключительное Место. Строение вещества, устройство нашего мира/ происхождение его, целый ряд важнейших явлений природы — все это Лукреций Кар объясняет с точки зрения материалистического миросозерцания, причем свой материализм автор пропагандирует с необычайной силой убеждения. Дать естественное объяснение всем явлениям природы или, по крайней мере, доказать, что каждое явление должно объясняться только естественными признаками, — это, значит избавить ум человека от страха перед чудесным, перед произволом и гневом богов, освободить человека от оков религии. И именно желание освободить человека от страха перед богами, от религиозного рабства -- основная цель, вдохновившая Лукреция написать его замечательную поэму. Лукреций не претендует на то, что он первый высказывает идеи, являющиеся основными в его поэме. Он неоднократно повторяет, что Эта честь принад-лежит другому, ранее жившему философу. Заслуга этого философа, по словам Лукреция, огромна: «Жизнь человека постыдно у всех на глазах пресмыкалась Здесь на земле, удрученная бременем вероученья, Что из владений небесных главу простирало и сверху Взор, угрожающий свой, непрестанно бросало на смертных. Первый из смертных, кто взоры поднять к нему прямо решился, Родом из Греции был; он ему воспротивился первый. И ни святыня бессмертных, ни молнья, ни грома раскаты С неба его [удержать не могли, но с тем большей отвагой Силы души он своей напрягал, чтобы ранее прочих Крепкий замок сокрушить у затворенной двери при- Философ, о котором говорит здесь Лукреций, — это Эпикур. Из произведений Эпикура до нас дошли только незначительные отрывки, поэтому сравнивать Лукреция с Эпикуром трудно. Все же есть основание думать, что в поэме Лукреция материалистическое мировоззрение проводится последовательней и резче, чем в учении Эпикура. Послушаем, что говорит о природе вещей Лукреций Кар в своей поэме: «Речь я начну и открою вещей основное начало, Коим все зиждется, крепнет, растет и плодится в природе; Также во что претворяет природа все вещи по смерти. Это начало — материя, тельца вещей родовые... ...Или зачатки вещей — подходящее тоже названье, — Или же тельца первичные, так как из них все возникло». Зачатки вещей, первичные тельца, — это атомы Эпикура. Лукреций, видимо, избегает этого чужого греческого слова, но мы для простоты будем всюду употреблять именно его. Итак, по Лукрецию, основа мира — материя, состоящая из Атомы обладают определенными размерами, формой и весом. Они настолько малы, что их нельзя увидеть. Все тела состоят из совокупности атомов. Все разнообразие мира зависит только от формы, величины, порядка размещения и рода движения атомов. Все складывается из атомов и, разрушаясь, распадается на атомы, из которых создаются новые теЛа. Сами же атомы в этом круговороте остаются неизменными. Они не рождаются и не исчезают. Их вечность обусловливает вечность материи. В этом процессе разрушения одних вещей и рождения других боги не при чем, — все происходит само собой, естественным порядком. «Из ничего, даже волей богов, ничего не творится». Вселенная безгранична и бесконечна, говорит Лукреций. В беспредельном пространстве несется неисчислимое количество различных атомов. Движутся они прежде всего под влиянием собственной тяжести вниз. Для всей вселенной существует одно и то же направление движения: сверху вниз. Благодаря беспредельности вселенной атомы все же не могут упасть в самый «низ» вселенной и там остаться: самого низшего уровня у вселенной нет, ведь она беспредельна. При движении в*низ атомы не могут сталкиваться друг с Другом. Но в силу каких-то причин они могут слегка отклоняться от движения вниз. Отклонения эти очень малы и Незаметны для глаза, но о-'ни достаточны для того, чтобы атомы начали сталкиваться' между собой. Эти удары атомов друг о друга — вторая причина движения, причем уже движения в различных направлениях, движения беспорядочного. В некоторых местах пространства из этого беспорядочного движения атомов возникают Миры. В безграничной вселен, ной таких миров бесконечное множество, Одни из них рождаются, другие разрушаются, умирают, а • их обломки — атомы— служат материалом для новых миров. i Как устроен наш мир? По Лукрецию,] центральное место в нем занимает Зем-| ля. Землю окружают сначала воздух, за?] тем эфир_. В верхних слоях воздуха дви-i жутся Солнце и Луна. По величине' Солнце примерно такое же, каким ка-З жется нам с Земли. Звезды еще меньше Солнца, — они тоже пример'но такие же, какими мы их видим, суточное и годовое движение Солнца! объясняется, повидимому, определенными воздушными то-| ками. Ночыо наступает темнота или оттого, что Солнце проходит под Землею, или, быть может, оттого, что на ночь оно гас-1 нет, а утром вновь загорается. Луна светит и Меняет свои фазы, повидимому, потому, что,] Не имея собственного света, она только отражает, солнечный свет. Но возможны и другие объяснения свету и фазам Луны. Затмение Солнца можно объяснить тем, что его заслоняет! от нас Луна, но возможны и другие объяснения: быть может, например, Солнце гаснет, проходя через слои воздуха, не поддерживающие горения. Так же и Луна может затмевать-ся, попадая в тень Земли, но может быть и по другой какой-либо причине. Лукреций говорит, что вскоре после своего образования юная Земля произвела всякие растения,, животных и челове-: ка. Земля же и вскормила своих детенышей выходившим из нее соком, подобным молоку. Позднее Земля потеряла cno-j собность производить крупных животных и сейчас может порождать только мелких, например червей: Первобытное человечество. вело грубую, ко в общем счастливую жизнь,; Иногда случалось, что кто-нибудь из людей погибал в когтях зверя, зато между собой люди не воевали и не гибли, тысячами- в битвах. Но затем жизнь стала ухудшаться. Самым ужасным несчастьем > было появление религии. Лукреций считает, что причиной появления веры в богов были сны, а! также различные грозные явления природы: «Ветры, дожди, облака со снегами, с росистою влагой, Молния быстрая и грохотание грозное грома. О! Род несчастный людской, приписавший все эти явленья Воле богов и прибавивший к этому гнев их ужасный! Сколько стенаний ты сам приготовил себе, сколько муки | Нам причинил, сколько слез ты доставил наследникам нашим!» Все явления природы Лукреций объясняет естественным порядком вещей. Почему идут дожди? Солнечный зной и ветры уносят влагу морей. Водяные тельца скопляются в тучах и затем снова низвергаются на землю в виде дождя, снега или града. «Если во время ненастья мрачного солнце лучами Прямо напротив дождя моросящего свет проливает. То в облаках потемневших являются радуги краски». Гром и молния появляются тогда, когда сталкиваются две тучи, утверждает Тит Лукреций Кар. Как при ударе камня о железо, тут появляется огонь. Удар грома и блеск молнии происходят одновременно, но слышим мы гром позже, так как звук идет медленнее. Появляется молния и по другим причинам, но всегда здесь играёт1 роль ветер и огненные тельца туч и воздуха. |