Техника - молодёжи 1938-02, страница 56

Техника - молодёжи 1938-02, страница 56

в. холодковский

Озеро Ильмень. Вдали видны Чаш-ковские горы.

книжек об Ильменских горах), — это немалая доля из всего количества земных, минералов. Из них 18 найдены здесь впервые, 3 только здесь и встречаются, 2 — единственные в СССР, 28 — редчайшие на земле; 6 минералов представлены в Ильменских копях лучшими в мире образцами, 5 минералов и 2 породы1 носят имена Ильменя и Миасса».

И все эти отборные «экспонаты» хранятся на самой «верхней полке» Ильменского природного музея: тут- же в лесу, под корнями деревьев или в открытых «ларцах» обнаженных пород. Не в пышных и строгих залах, а под голубым шатром вольного неба!

Только здесь минералогия представлена не скупыми кусочками, не крупицами образцов, а «живыми» жилами и пластами — витринами копей, коллекцией скал и глыб.

Сама весна ежегодно торжественно открывает этот чудесный музей, и открыт он бывает до первого снега. Вместо пыльных ковров здесь расстелены зеленые травы, а вокруг неумолка-ющнм прибоем шумят вековые уральские сосны; и тишина здесь другая, -— не музейная тишина, а лесная, наполненная голосами ветров, бормотаньем ручейков, щебетом птиц, виолончельным гудением золотистых пчел...

Недаром же маститые академики, попадая сюда, становились поэтами: это) они назвали Ильмень «минералогическим раем, единственным на земле».

Внизу — кристалл молибденита в сиените. Добываемый из этой руды молибден является очень ценной добавкой для повышения технических свойств

Слева —кристалл белой слюды — мусковита. Пластинки такой слюды употребляются в качестве изоляционного материала в электропромышленности.

четверть века назад группа русских ученых подняла вопрос о государственной охране Ильменских месторождений, как имеющих особое значение для науки. Им удалось, однако, добиться лишь частичного запрещения разработок.

Горнопромышленники и местные старатели в погоне 3d скорой добычей «расковыривали» недра Ильменских гор, портили копи; едва разработав одно месторождение, бросали его и принимались разрабатывать следующее. Какие-то • предприимчивые люди бойко торговали ходкими коллекциями ильменских мине- ' ралов, наводняли Урал пошлыми «сувенирами» вроде горок и;домиков, склеенных из пестрых уральских камешков, и т. п. Алчность и невежество беззастенчиво опустошали витрины замечательного музея природы. И эта варварская эксплоатация Ильменской сокровищницы, начавшаяся еще в XVIII в., фактически продолжалась до XX в.

То, чего не могли понять тупые хозяева царской России, с первых же лет революции стало ясно партии и правительству Советской страны. Вот почему еще 17 лет назад, в разгар гражданской войны, разрухи и голода, был подписан и издан в Москве специальный «минералогический» декрет, декрет об Ильменских горах:

«Ввиду исключительного научного значения Ильменских гор на Южном Урале у Миасса и в целях охраны их природных богатств Совет Народных Комиссаров постановляет: объявить отдельные. участки Ильменских гор на Южном Урале у Миасса Государственным минералогическим заповедником, т. е. национальным достоянием, предназначенным исключительно для выполнения научных задач страны.

Председатель Совета Народных Комиссаров —

В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)

14 мая 1920 года».

Так возник первый в мире заповедник камней.

Густым сосновым лесом сверху донизу одета гора. У подножия ее останавливается поезд. Маленький вокзал притулился к горе—он весь из какого-то незнакомого серо-белого в черных крапинах камня. Это станция Миасс Южноуральской ж. д. Примерно два дня пути от Москвы по железной дороге. И еще полчаса пешком, по шпалам... Тогда открывается безупречный овал спокойного озера, и из зеленой чащи выглядывают крыши маленьких домиков, лепящихся по склону.

Это и есть база Государственного Ильменского заповедника. Летом здесь кипит жизнь, приезжают и уезжают сотни людей — туристы, экскурсанты, участники экспедиций, студенты-практиканты* ученые. Около 2 тыс. гостей проходит за лето через заповедник. А когда наступает .осень; здесь остается лишь небольшая группа постоянных сотрудников, ведущих В' заповеднике научно-исследовательскую работу. Здесь есть химическая лаборатория, изучающая ильменские минералы, метеорологическая станция. Здесь строится станция Академии наук.

Территория заповедника, значительно расширенная в 1935 г. присоединением к

Она совсем не похожа на обычный минералогический музей, эта замечательная выставка камней и самоцветов, запрятанная в отдаленном уголке Южного Урала, среди .живописных Ильменских гор.

Ибо это музей «живых», а не мертвых минералов. Он существует уже тысячи веков. Он создан не человеческими руками и разумом: его «организовала» сама природа.

Вулканические силы недр и волны доисторических морей помогали ей устраивать «витрины» и «полки» этого удивительного музея. Вихри паров и газов подняли из земных глубин расплавленные потоки вещества; воды и ветры изменяли, ломали, крушили земную кору, и в колбах вспухших пустот, в ретортах горных расщелин рождались растворы и руды; а когда, в последний раз с высот Урала отхлынуло древнее море, смывая пласты наносов и наслоений, тогда обнажились Недра Ильменских гор...

Нигде в мире нет такого необычайного скопления всевозможных, в том числе и самых редких, минералов — необычайного не по количеству, а по беспримерному разнообразию. И нигде на земле богатства эти не залегают так близко к поверхности земли, на глубине всего лишь нескольких метров, а то и прямо лежат на земле, видимые для глаза, доступные рукам...

«90 ]