Техника - молодёжи 1938-04, страница 18

Техника - молодёжи 1938-04, страница 18

Герстиер сразу понял, как нуждается Россия в хороших дорогах. Он подал Николаю I записку о выгодности железных дорог в России и предложил проект постройки целой железнодорожной сети.

Проект Герстнера, имевший огромное промышленное значение, был отвергнут. Разрешено быйо построить лишь «увеселительную» Царскосельскую железную ■дорогу от Петербурга до Павловска.

12 ноября 1837 г. состоялось открытие Царскосельской железной дороги. Годом раньше был открыт первый участок этой дороги — от Царского Села до Павловска. Вот как описывает это событие сам Герстиер — строитель дороги.

«Первое открытие железной дороги между Царским Селом и Павловском, по обещанию моему, последовало в назначенный мною день, 27 сентября 1836 г. Так как паровозы тогда еще не были получены, то ездили на лошадях. На протяжении 7% верст была езда три | воскресенья, и все, без исключения, удивлялись легкости, с которой крестьянские лошади, ходившие только по обыкновенным дорогам, могли быть употребляемы и на железной, и какую большую тяжесть они возили! 3 ноября 1836 г. пущен по дороге между Царским

Первый русский паровоз изобретателей Черепановых, еще в 1833 г. работавший на, Урале (предполагаемый вид).

Над первыми паровозами любили посмеяться. Карикатуры из журнала *Ма-нор» показывают, что паровозы тоговре-и частенько приходилось вытаскивать беды с помощью волов или «Дубинушки».

Селом и Павловском паровоз Гекфорда, через несколько недель Стефенсона (этот паровоз был назван «Проворный». — М. Ф.) и, наконец, Кокерния. Английские паровозы удовлетворили всех, ибо ходили в 18° мороза, в бурю, в дождь и ужасную метель 4 января. Кроме пассажиров, перевозимы были лошади, овцы, свиньи, строевой и дровяной лес, наконец, раз-

на дроги. Все были довольны, кроме тех, которые предсказывали, что дорогу занесет снегом».

До ■ апреля 1838 г. поезда по Царскосельской дороге возились паровозами только в праздничные и воскресные дни, в остальные же дни их возили лошади. Только с 4 апреля 1838 г. началась ее ежедневная нормальная эксплоатация. Этот, день стал днем «рождения» русской железной дороги.

Однако Царскосельская железная дорога была фактически не первой «чугунной дорогой», как их тогда называли, в России. Еще в 1833 г. талантливые русские механики Черепановы (отец и сын), работавшие на уральском Нижнетагильском заводе, построили там по собственному проекту первый в России паровоз, «который двигался по чугунным рельсам, перевозя уголь и руду». Осталось ясным, почему паровоз Черепановых не нашел дальнейшего применения и был забыт. В «Горном журнале» за 1835 г. в статье «Известие о сухопутном пароходе, устроенном в уральских заводах в 1833 г.» сохранилось описание этого первого русского паровоза. Вот что пишет неизвестный автор статьи:

«...При необычайной сметливости Черепановых и при данных им способностях они, однакоже, скоро достигли цели своей: сухопутный пароход, ими устроенный, ходит ныне в обе стороны по нарочно приготовленным на длину 400 сажен чугунным колесопроводам. Пароход их неоднократно был в действии и показал на деле, что может возить более 200 пудов тяжести со скоростью от 12 до 18 верст в час. Самый пароход состоит из цилиндрического котла длиною 5ХА футов, диаметром 3 фута и из двух лежачих цилиндров длиною 9 дюймов, в диаметре 7 дюймов1.

После первых опытов, для усиления жара, прибавлено в котел некоторое число парообразовательных медных трубок, и теперь имеется оных до тридцати. Обратное движение машины, без поворота, производится также переменою впуска в другую сторону, действием эксцентрического колеса, приводящего в движение паровые золотники.

Запас материала, состоящего из древесного угля и потребной воды, следует за пароходом в особом фургоне, к которому далее прикреплена повозка для всякой поклажи и для пассажиров до 40 человек».

Таким образом, первой русской «чугунной дорогой» и первым русским паровозом следует считать паровоз и дорогу Черепановых. Дорога

в 1833 г., т. е. за четыре года до открытия Царскосельской.

В 1843 г., пять лет спустя после открытия Царскосельской дороги, началась постройка железной дороги между Петербургом и Москвой. Она строилась русскими инженерами Мельниковым и Крафтом, которые для изучения железнодорожного дела были посланы в Америку. Эта дорога была открыта в ноябре 1851 г. Еще до нее, в 1848 г., открылась Варшавско-Венская железная дорога протяжением 307 км.

Дорога Петербург — Москва была выдающимся техническим сооружением того времени. Она была построена сразу в две колеи (следующая двухколейная дорога — Северодонецкая — появилась лишь в 1908 г.), имела большое количество искусственных сооружений, станций, депо и т. д.. На постройку дороги было брошено около 60 тыс. крестьян. Ужасные условия жизни и работы, тиф, холера и дизентерия заставляли гибнуть на этой стройке сотни людей.

Во второй половине XIX столетия постройка новых железных дорог проходит значительно интенсивнее. После Крымской войны (1853—1856 гг.) царское, правительство передало строительство железных дорог в частные руки, что еще более ускорило темпы постройки.

«Проворный* — один на Царскосельской

у т — 0,3 м; д ю й м — 2,5 см.

За 30 лет, с 1860 по 1890 год, длина-железнодорожной сети в России выросла с 1 695 до 33 026 км. В последующие годы, вплоть до империалистической войны сеть железных дорог возрастала еще более быстрыми темпами, которые, однако, только в ничтожной степени отвечали потребностям страны.

Первые русские паровозы начали строиться еще в 1844 г., когда бывший Александровский чугунолитейный завод в Петербурге (ныне Пролетарский завод) был сдан для этой цели в аренду американскому инженеру Уайнепсу. Однако до конца 60-х годов царское правительство закупало паровозы главным образом за границей. В 1868 г. появились паровозостроительные заводы в Брянске, Петербурге и Коломне. К началу XX века возникают и другие паровозостроительные заводы: Харьковский (1897 г.), Сормовский (1898 г.), Луганский (1900 г.).

Годы империалистической и гражданской войны доводят железнодорожный транспорт России до хаоса и разрухи,

В первые годы мирного строительства партия и правительство ставят во главе железнодорожного транспорта железного • комиссара Феликса Эдмундовича Дзержинского. Залечиваются жестокие раны, полученные транспортом во время войны. Начинается эпоха расцвета, могучий разворот нового железнодорожного строительства (Турксиб, Карталы Караганда, Москва — Донбасс), годы замечательного прогресса нашей : дорожной 1