Техника - молодёжи 1938-04, страница 32

Техника - молодёжи 1938-04, страница 32

но, разумеется, реставраторы употребляют другие способы и действуют гораздо медленнее, так как в этих тончайших операциях излишняя торопливость может стоить жизни бесценному оригиналу. После укрепления основы все механиче-ские повреждения загрунтовывают, и картина переходит в руки реставратора-живописца. Живописец промывает поврежденную картину и тонкой кистью восстанавливает первоначальное изобра

жение, следит за тем, чтобы не исказить стиль времени, манеру художника, писавшего картину, и за тем, чтобы сохранить гармонию первоначальных красок.

Многие старые картины за свою долгую жизнь успели сменить нескольких хозяев. Варварское отношение к картинам некоторых из них было причиной порчи целого ряда ценных произведений. Реставраторы всегда могут привести при

меры такой неумелой работы доморощенных художников, похоронивших под слоем краски первоначальное изображе-

Впрочем, «записывают» картину не всегда с целью Освежить ее — «поднять» краски. В этом отношении интересна история картины Джулио Романо «Фор-нарина», хранящейся сейчас в Музее изобразительных искусств. Тонкое лицо

«Форнарины» не гармонировало с ее грубой, темной, невыразительной одеждой. Это вызвало подозрение реставраторов. Острым скальпелем они сняли часть верхнего слоя краски, под которым обнаружили изображение обнаженной женщины. Очевидно, по указанию ханжест-вующих попов «Форнарину» «одел» неумелый художник. Прекрасная картина была испорчена.

Художник-реставратор осматривает картину, поступившую на «лечение». Он определяет изменения, происшедшие в красочном слое, количество и размеры механических повреждений.

Вот пример неправильного хранения картины. Групповой портрет Морковых, написанный Тропининым, одним из лучших русских художников, который одно время был крепостным. На этой картине художник изобразил своих господ. Снятая с подрамника и свернутая в трубку, картина получила разрывы холста, множество осыпей и трещин вдоль всего красочного слоя.

"Подача милостыни». Эта картина поступила в галлерею от частного владельца. Свернутая в трубку, она долгое валялась У него за комодом. Картина казалась совершенно погибшей, но все же реставраторы приняли ее на «лечение» ^J^^TlJ^^^^n^4^ "еревеМ На НОшй ^лст выправили измятоши и прорывы, положили

новый грунт в местах осыпей. Справа: та же картина после реставрации. Она промыта от грязи и испортившегося лака. Загрунтованные места заправлены красками в тон уцелевшим местам картины.