Техника - молодёжи 1938-05, страница 6

Техника - молодёжи 1938-05, страница 6

Евгений Федоров производит научныв наблюдения. Измеряется скорость ветра.

тельно, здесь не может существовать и высший животный мир, в частности морской зверь. Так думал Нансен.

Исследования героической четверки советских полярников опровергли эти предположения. В первый же день высадки экспедиции на полюс все были поражены чириканьем птички. Это была пуночка, которая даже жила несколько дней в палатке папанинцев. Затем показались чайки и чистики. В дневнике Папанина от 27 июня мы читаем: «Петр Петрович, опустил сетку на тысячу метров, чтобы определить присутствие животного мира в океане... В сетке оказалось очень много разных мелких животных. Это уже открытие!» И дальше в записи, сделанной через два месяца, находим следующие слова: «Напротив нашей палатки наторосило большую гряду льдин разного цвета. Под льдом много водорослей. Красивая картина!» Проводя свои гидрологические исследования, Ширшов много раз вылавливал из глубины полярных вод целые ушаты медуз и всевозможных рачков. Затем папанинцы увидели и потребителей этой мелочи. 2 сентября Папанин сообщает: «В трещине увидел лахтака (морского зайца). Может быть, это наш старый знакомый, которого мы уже однажды видели?» А через несколько дней: «Сегодня на трещине увидел нерпу. Стрелял три раза, убил, но она быстро пошла под лед... Увидел я вторую нерпу, но она тоже не досталась мне». Наконец в гости к папанинцам пожаловала медведица с двумя детенышами. Итак, жизнь в районе Север

ного полюса оказалась, вопреки прежним пред став лениям, достаточно богатой и оживленной.

Папанинцы определили и тот источник органической жизни, который, возможно, питает Центральный арктический бассейн глубоководным растительным миром и микроскопически малыми животными. Опуская на большие глубины свои гидрологические приборы, Ширшов обнаружил замечательное явление, о котором в дневнике Папанина записано в следующих словах: «20 июля. Сегодня в/очередной раз установили, что на большой глубине океана проходит теплое течение из Атлантики. Это— открытие для мировой гидрологии». Оказывается, под сравнительно тонким слоем холодной арктической воды проходит мощный слой теплой воды, нагретой горячим солнцем Флориды. Этот поток доходит до самого полюса. Здесь его мощность равна примерно 500 м. Можно предполагать, что эти теплые воды и приносят с собой представителей низшей органической жизни. Во всяком случае, окончательные результаты гидрологических работ Ширшова должны показать, какой именно глубоководный мир населяет полярные глубины и чем он отличается от глубоководного мира Гренландского моря и Атлантического океана. Это, несомненно, прольет свет и на самую историю Полярного бассейна.

Исследования папанинцев, осветившие по-новому явления дрейфа и течений, дают возможность более уверенно предсказывать состояние льдов в северных морях, омывающих берега Советского Союза.

Эрнст Кренкель в своем снежном радиодомике. Внизу показан кусок льда, предназначенный для отправки в Ленинград со станции «Северный полюс».