Техника - молодёжи 1938-06, страница 13Процесс, с помощью которого из крекинг-газов получают высокооктановый бензин, называется полимеризацией. Сущность этого способа прямо противоположна крекингу. Крекинг-процесс основан на расщеплении сложных и больших молекул тяжелых углеводородов на более мелкие и простые. Полимеризация же превращает мелкие молекулы газообразных углеводородов в более крупные и сложные. При крекинге тяжелые углеводороды превращаются «в легкие. При полимеризации легкие газообразные углеводороды превращаются в относительно более тяжелые жидкие, обладающие высокими топливными качествами, В США сейчас работает уже более 30 шолимеризационных установок. Их технологический режим держится в тайне. Известно лишь, что в некоторых случаях крекинг-газы подвергаются действию высокой температуры и высокого давления, в других — процесс происходит при высокой температуре и низком давлении. Кроме этих двух способов термической полимеризации, применяется и каталитическая полимеризация, когда химическая реакция происходит при низкой температуре и низком давлении, а в качестве катализатора применяется твердая фосфорная кислота. С помощью этих процессов 55— % крекинг-газов превращается в превосходный бензин с октановым числом от 80 до 100. Этот же способ с последующей обработкой водородом позволяет получить лучший антидетонатор —. чистый изооктан. Вся военная авиация США уже переходит на новые, более мощные моторы, работающие только на 100-октановом бензине. К началу будущего года этот переход будет закончен. 100-октановое топливо — это превосходная и самая ценная, пища для авиационных моторов. Достаточно сказать, что, работая на 100-октановом бензине, мотор расходует «а 25% меньше топлива, чем при работе на 87-октано-вом, хотя и этот бензин считается исключительно высоким по своим качествам. Мощность мотора, работающего на 100-октановом топливе, может быть повышена на 20%. Соответственно возрастают и радиус действия и маневренная способность самолета. Отрыв самолета от земли происходит быстрее и при меньшем пробеге. Полимеризация, это новое достижение техники, позволит получать в широких масштабах лучшее топливо для авиации из дешевого сырья, на которое до недавнего времени смотрели как на второстепенный, побочный отход крекинг-производства. КРАСКИ НА ЭЛЕКТРОПАЛИТРЕ В древней Греции и Египте художники писали свои картины энкаустикой. Некоторые из этих картин дошли до наших дней; их краски не поблекли, несмотря на то, чго им уже 3 тыс. лет. Из чего , же сделаны энкаустические i краски? Прекрасная сохранность найденных Файюмских египетских портретов и античных росписей поражает художников, которые уже с конца XVI в. вместе с филологами ищут путей к решению этой загадки. Изучаются уцелевшие картины и произведения древних писателей—Вит-рувия, Плиния и др., в которых рассказано о совершенстве картин, написанных энкаустикой. Вот что писал оо этих картинах» например, Флавий Фило-страгг: «Искусство, основывающееся на правде, вызывает капли росы на цветах, на них сидит даже пчела, и неизвестно, она ли картиной обманута, или же мы, в заблуждение введенные, считаем ее живою. Не все ли равно?» Но, несмотря на тщательные поиски, современным исследователям не удалось найти технического описания этого способа накладывать краску. Секрет древних мастеров затерялся в веках. В переводе с греческого языка «энкаустика» значит «вжигание». Найденные инструменты, при помощи которых наносились краски, ясно указывают, что древние художники пользовались красками, сильно их подогревая. Эти инструменты представляют собой металлические горшки и плиты, металлические стержни с наконечниками разной формы, носящие название каутериев, цест, и т. п. Как пользовались этими инструментами — неизвестно. Не удалось установить и точного рецепта энкаустических красок. Установить удалось лишь то, что эти краски были сделаны на воске. Тайну энкаустической техники пытаются раскрыть во многих странах. В Советском Союзе один из способов разрешения этой интересной проблемы разработал Евгений Васильевич Кудрявцев, заведующий реставрационными мастерскими Третьяковской галлереи. Тщательно изучив имеющиеся у него материалы, т. Кудрявцев составил рецептуру восковых красок и получил их опытные образцы. Он же сконструировал оригинальную электрическую палитру и электрические инструменты, представляющие собой «модернизированные» каутерии. На наших снимках показан т. Кудрявцев за работой. Сухие краски напоминают ~алочки разноцветного сургуча. С горячёй палитры, которая представляет собой металлическую коробку с электроспиралями внутри, он переносит их на основу — холст, дерево, камень и т. п. Быстро застывающие, они разогреваются «электрокаутерием». Каутерий включается и быстро разогревается тоже электро-спиралыо, если нажать на пружинящий контакт его ручки, который всегда находится под большим пальцем работающего. На другом снимке показано применение нового инструмента — небольшой электровоздуходувки. Тонкое сопло подает струю горячего воздуха в то место, где находится кисть художника. Электровоздуходувка применяется при тонкой работе. Новые краски, положенные на основу новым способом, травились серной кислотой — страшным врагом масляных красок, подвергались резким изменениям температуры, ставились на целый день в сушильный шкаф при температуре 100° и т. п. Эти «тяжелые» испытания советская энкаустика выдержала с честью и ждет сейчас постановки опытов уже в более широком, производственном масштабе. и |