Техника - молодёжи 1938-08-09, страница 9

Техника - молодёжи 1938-08-09, страница 9

Высший пилотаж. Переворот через крыло.

берет ручку «на себя» и начинает «взбираться» на высоту.

Движение ручки «на себя» заставило повернуться руль высоты вверх. Встречный поток воздуха ударил в него и отжал хвост самолета книзу, подняв тем самым его переднюю часть. Так начался подъем.

Но Мотов знает, что такое положение самолета требует от летчика большой внимательности. Крылья самолета, рассчитанные на горизонтальный полет, встают при этом под некоторым углом к направлению полета. Чем больше этот угол, тем большее лобовое сопротивление создают для самолета встречные потоки воздуха. Превышение этого «угла атаки» больше.допустимого предела влечет за собой слишком быструю потерю скорости, отчего самолет перестает слушаться рулей и может перейти в падение. Поэтому особенно внимательно следит Мотов за плавностью подъема.

Ручка «от себя», наоборот, подымает хвост, самолет опускает переднюю часть, идет вниз, увеличивая свою скорость. Таким образом, ручка значит не только «вверх» и «вниз», но и «быстрее» и «мед-

Высотомер показывает высоту 100 м. Нужно делать первый разворот, — это значит менять курс на 90°. «А как скорость?» Мотов смотрит на счетчик оборотов. Он еще не привык, по примеру опытных летчиков, определять число оборотов на слух и поэтому прибегает к помощи прибора: 1600. Все в порядке. Запас мощности достаточен, чтобы выполнить разворот и продолжать при этом набор высоты.

Сложность разворота заключается в координации движений, которая дается начинающим летчикам нелегко. Так, для

разворота влево нужно нажать левую педаль, и одновременно наклонить влево ручку, делая это строго согласованно и соразмерно. Если слишком наклонить ручку, получится большой крен, и самолет начнет подскальзывать на крыло. Если «передать» ногу, занесется хвост.

Приготовившись к развороту влево, Мотов нашел слева от себя новый ориентир— деревню, чтобы проверять по нему направление полета. Он дал ручку влево, нажав одновременно на педаль. Горизонт начал вставать дыбом. Самолет накренился на левый бок- Внезапно Мотов почувствовал странное задувание ветра справа. Он бросил взгляд на креномер. Его шарик ушел в противоположную от поворота сторону. «Так и есть, передал ногу, — подумал Мотов, — самолет занесло». Действуя другой ногой, Мотов быстро исправил свою ошибку.

Поворот закончен- Самолет продолжает путь, набирая высоту. Ветер, дувший навстречу, теперь дует с правой стороны, Мотов внезапно теряет из виду деревню — свой ориентир, по которому он строил маршрут. «Вторая ошибка, не учел силы ветра, не взял угла упреждения и потому не выдержал маршрута», отмечает в голове молодой учлет.

Высотомер показывает уже 300 м-Аэродром виден сейчас далеко слева. Полот-

нивает капот по линии горизонта. Стало немного спокойнее. Учлет ловит себя на том, что после ошибок на разворотах он стал напряжен, рука судорожно сжимает ручку управления, ноги на педалях не чувствуют упора... Значит, вот откуда взялись резкие движения рулями, которые на этой скорости исключительно послушны и реагируют на отклонение даже в несколько миллиметров! Мотов ослабляет мускулы, сбрасывает с себя это вредное оцепенение и вновь начинает наблюдение. Теперь он вполне овладел собой. Его мысли приобрели предельную лаконичность • действия — характер рефлекса.'

«Слева воздух?.. Да, — никого нет. Обороты? Правильно. Воздух вверху и справа? Все в порядке. Маршрут? Правилен. Скорость? Всего—85. Почему?.. Кайот?.. Правилен. А обороты? 1200... Понятно,! добавляю обороты».

Теперь Мотов идет параллельно поса-1 дочным знакам, разложенным на аэродроме. Хорошо видны стартующие само леты. Белеются полотнища «Т». Прибли жается посадка. Посадить самолет над< точно в ограничительных знаках, рас стояние между которыми равно всеп

няные полосы посадочного «Т» лежат теперь под углом в 45°. Это значит, что нужно делать второй разворот.

Закончив разворот. Мотов легким движением ручки «от себя» переводит машину в горизонтальный полет и вырав-