Техника - молодёжи 1938-10, страница 14

Техника - молодёжи 1938-10, страница 14

А. СМИРНОВ

...Горькие, полынные ветры веяли над Волгой... Докрасна, до рыжих подпалин, выжигало солнце # то лето крутые берега широкой реки.

В душном, знойном воздухе чуялось предгрозье.

И гром грянул...

Могучий, неслыханный здесь до сих пор грохот и гул артиллерийских орудий расколол вековую тишину застывших в зеркальном безмолвии речных заводей; громким, многораскатным эхом раздался он в широких волжских пойменных лугах, в кудрявых тальниковых зарослях, в дремучих ветлужских лесах, в суровых ущельях Жигулевских гор..,

С запада, с востока, с севера, с юга наступали враги на только что родившуюся социалистическую республику.

Русские, английские и французские- капиталисты задумали план «удушения Москвы». Белогвардейские банды объявили поход на красную столицу.

Пользуясь Волгой — этой становой жилой страны, — высадившиеся в Архангельске десанты английских интервентов хотели подать руку белогвардейцам юга и востока.

Нужны были экстренные, решительные меры обороны.

И такие меры были приняты.

Буквально в несколько дней в Нижнем Новгороде (ныне Горьком) и близлежащих затонах, под руководством секретаря губкома партии Лазаря Моисеевича Кагановича, рабочие Сормова и Канави-

на вооружили около двух десятков речных пароходов. На судах устанавливали полевые скорострельные орудия. Тонкие деревянные борты спешно обшивали железной броней.

В число команд этих «военных кораблей» прибывали красные матросы с четырех морей. Синие воротники и золотые якоря на лентах бескозырок черноморцев, балтийцев, беломорцев и дальневосточников запестрели на улицах Нижнего Новгорода. «Краса и гордость революции» — так сказал о них Владимир Ильич Ленин. Не медля ни минуты, красные моряки двинулись вниз по Волге, навстречу наступавшему врагу.

Нужно было во что бы то ни стало остановить, задержать продвижение белых вверх по реке и не дать им соединиться с отрядами англичан, которые в это время держали курс на Ярославль.

В крошечной комнатке третьеразрядной гостиницы «Франция» на знаменитой Нижегородской ярмарке поместился штаб Волжской военной флотилии. Сюда ежедневно приходили волгари-добровольцы. В большинстве своем это была молодежь в возрасте 18—20 лет, уцелевшая на волжских пароходах от последнего .рекрутского набора 1916 г. Но приходили и старые, бородатые, сильно тронутые сединой, исконные кондовые волгари — лоцманы, шкиперы барж-самоходок, плотогоны-кержаки, меланхоличные с виду водоливы с Унжи и Вятки... В махорочном чаду брали винтовки, опоясывали себя

крест-накрест пулеметными лентами, зачислялись в команды «военных кораблей».

Старинные поселки волгарей — Безводное, Кадницы, Городец, Васильеве (ныне Чкаловск), Пучеж —слали сюда своих сынов, готовых грудью защищать родину от нашествия интервентов, защищать завоевания Великой Октябрьской Социалистической революции.

Империалистическая Антанта не ограничивалась нападением на наши окраины. Опираясь на активные силы российской буржуазии внутри страны, интервенты решили «взорвать советскую власть изнутри». С' этой целью было организовано несколько белогвардейских мятежей в Ярославле, Муроме и других городах. Одновременно с этим началась белогвар-дейско-«учредиловская» авантюра в Самаре, Сызрани, Уфе, и по всему Великому-сибирскому пути, по которому двигались чехословацкие эшелоны. Эти эшелоны направлялись после мирного договора с Германией чер^з Владивосток на. родину, но были обманным путем вовлечены белыми генералами в борьбу против Советов.

Белогвардейские генералы, направляя свой удар на Волгу, Каму, Вятку и Белую, рассчитывали лишить центрально-промышленные районы — Нижний Новгород, Иваново, Москву, Ленинград—сырья, топлива и продовольствия.

Но они жестоко ошиблись в своих рас-шТ!х' В к,онце ню,"™ и в начале августа г. а нижнем Новгороде и близлежащих затонах большевики вооружили одиннадцать пароходов и две баржи.

Но лучшие пароходы волжская буржуазия сгоняла в низовье, навстречу врагу, угоняла суда в глухие лесные затоны, жгла их, топила, сажала на мель, ставила «на прикол», обсушивая после весенней наводи на берегу, В распоряжении штаба волжской военной флотилии оказалась ничтожная горсточка маленьких буксирных пароходов верхнего плеса, мелко сидящих, плоскодонных, тихоходных, с деревянными ветхими кузовами.

И на такие суда вкатывались лафеты полевых орудий. На примитивнейших бревенчатых платформах укреплялись скорострельные пушки, а в кожухах из листового железа устанавливались пулеметные гнезда.

Когда на первые пароходы были поставлены орудия крупных калибров, то во время пробы вся команда сошла на берег. С берега комендор дернул за шнур, проведенный от замка орудья, так как было опасение, что весь пароход может рассыпаться от первого же выстрела...

Вооружение кораблей Волжской военной флотилии.