Техника - молодёжи 1938-10, страница 15

Техника - молодёжи 1938-10, страница 15

„Пролетарии всехъ стран, соединяйтесь!"

ВОЛГА ДОЛЖНА БЫТЬ СВОБОДНОЙ!

Симбирск, Сызрань, Самара —три гнезда, где засели разбойники, и в их руках—хлеб, нефть, бензин, рыба и другие продукты с юга.

Волга должна быть свободной.

Симбирсн, Сызрань, Самара должны быть в рунах рабочих и крестьян!

Вон оттуда наемников англо-французских ростодщинов, чехо-слова-ков и белогвардейцев, что скрываются под Флагом меньшевиков и правых эсеров.

Надо нажать, надо стремительным натиском выбить их оттуда, где

под их игом стоном-стонет трудящийся люд!

Если еще будем тянуть, если дадим им время—станут пароходы из-за отсутствия неФти. Сотни 'тысяч рабочих на судах, матросов и грузчиков останутся без работы.

Станут трамваи, нечем будет смазывать машины и опять десятки и сотни тысяч рабочих будут без работы, обреченные на голод,

50 миллионов пудов нашей не«*>ти, несколько j миллионов пудов бензина,—вот что загородили j разбойники на своих заставах на Волге.

Несколько миллионов пудов нашего хлеба держат они.

Миллионы пудов астраханской рыбы держат они.

Волга должна быть свободной! Симбирсн, Сызрань, Самара должны быть а наших руках, чего бы это нам ни стоило!

Враги вырывают последнее изо.-рта голодных j бедняков города и деревни.

Смерть этим врагам!

Рабочий, крестьянин Советской России! Настал

ТВОЙ Нас! Выплаканы слезы. Сердце кипит гневом против поработителей. Оружие в руках твоих! Сокруши им врага стремительным натиском, покарай его справедливым" гневом твоим, всем врагам твоей жизни и свободы всели страх!

Нет силы сильнее твоей, если дружно возстанешь!

Возстань и иди вперед к победе!

КДШЬСТМ ВСЕРОСШШГО ЦЕНТРШШО ИСИШ. ХШГЦА СОЙТ08 РАБОЧИХ, ШШИСК, КРОШИ 8 НШЧ. 1В1УИИВ.

MOCKBA.-1918 г. *•»»«•, Таврекяя у», ж. I* и.

Такие листовки распространяли большевики в 1918 г., поднимая народ на освобождение Волги — этой становой жилы страны.

Настроение было тревожное. Белогвардейцы заняли Самару (ныне Куйбышев), вооружили волжские суда сорокадвухлинейными и шестидюймовыми пушками и попытались продвинуться вверх по Волге, нанося сильные удары флангам 5-й Красной армии.

Ряд военных специалистов царской службы, привлеченных к командованию красными частями презренным врагом народа Иудой-Троцким, изменил молодой республике. Был открыт фронт белым у Симбирска (ныне Ульяновск). Почти без единого выстрела, с очень слабым сопротивлением была сдана 6 августа Казань-Примерно в это же время закончилось вооружение первого отряда Волжской военной флотилии,, который спустился вниз к Свияжскому мосту и начал оказывать геройское сопротивление дальнейшему продвижению, белых.

21 августа на линию фронта спустились остальные суда. Целую неделю провели бойцы Волжской военной флотилии в мелких стычках и боях с белой флотилией, сдерживая ее напор, показывая чудеса отваги и боевой оперативности.

Горсточка плохоньких судов, кое-как вооруженных, «бронированных» подмоченными тюками с хлопком, а в лучшем случае — котельным железом, не только сдерживала белогвардейский напор, но даже, прорываясь вперед, обращал^ в бегство сильнейшего врага.

Вот что рассказывает об одном славном боевом эпизоде борьбы Волжской военной флотилии Вс. Вишневский («Боевая правда о; ВВФ»):

«...Тяжелый, неудачливый день. Флотилия отступила к самой Свияге. Полная тревоги ночь. Наутро помощник командующего флотом Маркин, находившийся все время на «Ване», предлагает всем, кто не чувствует себя сильным, списаться на берег. Будет, значит, дело... Неужели среди нас есть такие? Двое, трое, пряча глаза, завозились у своих чемоданов. Градом насмешек, как ударами хлыстов, осыпала струхнувших братва. Хотели сорвать ленточки, чтоб не позорили звание военморов. Собиравшиеся устыдились, остались.

Снова, уже в который раз выходим за поворот реки, из-за которого видна Казань, такая близкая и' пока недосягаемая. Белогвардейцы успели сильно укрепиться в ней. По обоим берегам установлены многоярусные батареи, по железнодорожной ветке левого берега ходит бронепоезд, осыпающий нашу флотилию градом снарядов. Спускаемся кормой вперед, дабы иметь большую маневренность и в случае нужды, дав передний ход, быстро выходить из линии огня. А обстрел силен. Огненная стена встала на нашем пути. Шестидюймовки, установленные на горе противоположного Казани берега — Верхнем Услоне, заставляют держать ухо востро. Но мы тоже не остаемся в долгу. Утлый, плоскодонный кузов сотрясается от выстрелов орудий. Комендоры входят в азарт. Вот и она — белая флотилия, идет быстро на сближение. Дистанция уменьшается с ужасающей быстротой. Вот уже ясно видны лица белогвардейцев. Они что-то кричат. Выстрелы учащаются. Стоит непрерывный грохот и звон падающих гильз и битого стекла. Снаряды кончились. Вся надежда на пулеметы и ручное оружие. Пароходы уже совсем близко друг от друга. Четыре пулеметчика, лежащих на открытых крыльях капитанского мостика «Вани», поливают «Ливадию» свинцовым дождем. Рулевые, бледные, но недвижимые, замерли у штурвала. Еще немного, и «Ваня» с треском бы протаранил бок «Ливадии», но она, вильнув кормой, уходит.

— Ага, удирает! — несется с палубы «Вани» ликующий крик.

На «Ливадии» смятение и стоны ране-

— Наддай жару белякам, братишки!

Хлещут вдогонку винтовочные выстрелы. Преследуем.

Палуба покрыта желтым слоем пустых патронных гильз —трудно пройти, не споткнувшись. С радостными улыбками победителей мы возвращаемся на стоянку...»

27 августа к флотилии на всех парах подошли три миноносца: «Прочный», «Прыткий» и «Ретивый». Они примчались на помощь Волжской военной флотилии из Балтики через Мариинскую систему. С их приходом дух личного состава флотилии еще более окреп, и с этого, дня красные военные корабли Волжской флотилии из позиции обороны перешли в наступление. 28 августа состоялась артиллерийская дуэль. Несмотря на то, что белогвардейцы пустили в дело тяжелые орудия, «Ваня», этот ставший легендарным пароход, подобрался поближе к неприятелю и подбил одну из его батарей.

Ночью молодые военморы пустили по течению пустой ялик с фонарем. Белые открыли ino нему бешеный орудийный огонь, а комендоры красных по вспышкам отметили расположение вражеских батарей.

В эту же ночь большой белогвардейский сухопутный «отряд смерти» сделал глубокий обход в тыл Красной армии, Он теснил ее части по реке Свияге к Волге, желая отрезать флотилию, завладеть Свияжским мостом и железнодорожной магистралью.

Но это ему не удалось. Два парохода--«Ваня» и «Добрый» — прибыли во-время к устью реки Свияги и ликвидировали прорыв, обратив в бегство отборные офицерские батальоны.

Красная флотилия в эту же ночь в ответ на дерзкий обход белых решила произвести боевую рекогносцировку по;; Казанью. В этом налете приняла участие