Техника - молодёжи 1938-10, страница 78

Техника - молодёжи 1938-10, страница 78

тый пар высокого давления, идущий в турбину. Отработанный пар из турбины попадает через Отопительную систему вагона в конденсатор, и вода насосом снова вгоняется в котел, образуя замкнутый цикл. Некоторый излишек воды, получающийся от сгорания гремучего газа, выбрасывается позади вагона в виде мельчайших капель, оседает на стенках тоннеля и замерзает, компенсируя таким образом их износ.

Откуда же берется вода для охлаждения конденсатора? А воды здеСь никакой нет. Конденсатор охлаждается пропусканием через него испаряющихся кислорода и водорода. Это даёт, двойную экономию: отработанный пар, теряя тепло, конденсируется а воду, а газы 'подогреваются перед поступлением в котёл.

Описанная установка сможет развивать мощность 1 в 5 тыс. л. е.; она позволит осуществить скорость до 500 км в час. Такая высокая скорость возможна еще и потому, что вагон бежит на коньках. Ведь сопротивление трения стали о лед очень мало.

Вагоном управляет машинист. Все управление полностью автоматизировано и сконцентрировано на пульте с приборами и световым табло в кабине машиниста.

На ледовой магистрали широко применена автоблокировка, но не в таком виде, как на обычных железных дорогах. Там блок-перегоны ограждаются свето-• форами, здесь же фотоэлементы подают сигнал непосредственно на пульт управления. Изменение скорости движения и остановки в пути — все это осуществляет

ся автоматами. На световом табло перед машинистом движутся две точки. Одна из них показывает требуемое положение вагона на участке 'пути, вторая — его истинное положение. Эти точки до л ж навсегда совпадать. Расхождение их указывает на то, что вагон спешит или опаздывает. В соответствии с этим машинист регулирует работу двигателя.

Не может ли один поезд наехать на другой при таком слепом движении? Нет, это исключено. Машинист не может пустить поезд. до получения сигналов о том, что двери закрыты, а путь свободен. Все поезда-вагоны идут по строго согласованному расписанию,

Так 'может, выглядеть ледовая магистраль, проложенная от Москвы до берегов Тихого океана.

Экскурс и/г на химЗав о д

А лексей Соболев, выдающийся художник, в прошлом — аппаратчик химического завода, . нетерпеливо- поглядывал в

Десять лет он здесь не был. Все ново, как будто он впервые в этих живописных местах. Вот уже миновали березовую рощу, свернули вправо, и. темноголу-бая -.машина М-23 остановилась.

— Приехали, -- сказала управлявшая машиной Андрианова. Когда-то она работала помощником аппаратчика в его смене. Теперь Зоя Андрианова--директор химического завода.

Выйдя из машины, они пересекли небольшую площадку и направились к красивому, стоящему за оградой парка зда-

— Ну, что же, приступим к осмотру завода, — сказала Андрианова.

— Прости, — спросил он, — но где же завод?

.— Да вот, перед тобой. Не узнаешь? Естественно, за десять лет многое изменилось.

. Войдя в просторный коридор двухэтажного здания и поднявшись на вто

Инж. И. МАШИНСКИЙ

рой этаж, они направились к двери, на которой висела стеклянная табличка с надписью: «Диспетчерская».

— Это мозг завода, — пояснила Андрианова, — здесь знают все, что делается в цехах, и отсюда руководят работой завода.

Диспетчерская представляла собой просторную комнату с большими и светлыми окнами, задернутыми с солнечной стороны белыми шторами. В центре диспетчерской было установлено светящееся табло, разделенное на шесть квадратов. Над квадратами имелись надписи: «Хлорный», «Аммиачный», «Азотнокислотный», «Сернокислотный», «Содовый» и «Солевой». Это были названия, цехов. На каждом квадрате изображалась схема технологического процесса. Перед табло стоял .большой письменный стол, на нем находились микрофон и несколько телефонов.

Диспетчер завода, одетый в легкий белый костюм, приветливо встретил Алексея. Когда-то они вместе учились в школе, вместе работали, но затем один пошел на рабфак, в Институт, другой •— в

художественное училище. А теперь, через 10 лет, художник и инженер встретились. Они вспоминали прошлое. Вдруг звонок прервал их беседу. На одном из аппаратов, изображенных на табло, вспыхнула красная лампочка. Это был сигнал о нарушении нормального хода технологического процесса в аммиачном цехе. »

. .. Одновременно такой же сигнал появляется на посту управления аммиачного цеха, — пояснила Андрианова. — Все посты управлений цехов похожи на диспетчерскую завода. Они имеют такое же табло, но на нем1 дается более детально схема всего Технологического процесса, в крупном плане показана вся аппаратура, Работающее оборудование светится на схеме, как бы очерченное неоновыми трубками. Кроме того, перед табло находится пульт управления, который и управляет работой аппаратов,

• В этот момент в центре одной из колонн синтеза вспыхнула красная лампочка. Она сигнализировала о том, что тем: пература в катализаторном слое колонны поднялась. Дежурный нажал рычаг,

Широкие асфальтированные дороги проходили мимо утопающих 8 зелени гигантских химических аппаратов.