Техника - молодёжи 1939-01, страница 26

Техника - молодёжи 1939-01, страница 26

™ак далеко проникает в бескрайные глубины мироздания глаз человека, вооруженный сильнейшим телескопом? Са

мые далекие небесные предметы, еще различаемые в телескоп, — это скопления звезд, расположенные OTjjae-vifi расстоянии 250 млн^ Qh^w V

О 0 Ц (^^б^^'^тоВым годом». Под этими ---L L « словами разумеют путь, пробегаемый в

пробегаемый мировом пространстве лучом света в течение целого года. В году больше 30 млн. секунд. А ведь каждую секунду свет пробегает в пустоте 300 тыс. км. Световой год, следовательно, равен почти 9000 млрд. км. Умножив это число на 250 млн., мы оценим в километрах расстояние, которое отделяет нас от самых отдаленных звездных скоплений вселенной, еще улавливаемых телескопом.

Самый сильный телескоп в мире позволяет видеть скопления звезд, находя• щиеся от Земли на расстоянии 250 млн. световых мет. В километрах это расстояние выразится 22-значным числом.

Так глубоко позволяет &<ЪяИу*Ь в мироздание только сильйейший-из 'существующих телескопов- нменц.ов>т, ко-

телескоп сосредбу^чйвфет света с. раз больше. ч<м невооруженный человеческий глаз. Диаметр трубы телескопа равен Z5 м. Но замечательный инструмент этот вскоре будет превзойден другим гигантским телескопом. В Америке заканчивается постройка отражательного телескопа с отверстием вдвое большего диаметра; 5-метровое вогнутое зеркало для него (самая существенная часть телескопа) уже отлито. Новый телескоп будет установлен также в Калифорнии, на высоте около 2 км. Он будет увеличивать в 10 тыс. раз и отодвинет границы видимой вселенной втрое против прежнего: примерно до 800 млн. световых лет. Но и это будет только временным рекордом дальности: границы видимого мира определяются мощью телескопов и будут уходить все дальше с новыми успехами оптической техники.

w «Г*^

В поисках самой высокой температуры мы, естественно, обращаемся к Солнцу. И действительно, здесь мы имеем самый горячий источник тепла — однако не на поверхности светила, а в его глубоких недрах. На поверхности же Солнца температура равна примерно 6""" которую никак нельзя считать рекордной. Наша земная техника может искусственно создать больший жар. Поистине рекордной является температура недр Солнца и многих звезд, оцениваемая астрономами в 50000000°. О том. что такое }цар в 50 000000°, можно до некоторой степени судить по следующему примеру, приведенному астрономом

ВОТ РА А И Я

Джинсом: если бы такая температура поддерживалась в булавочной головке, то все живое на расстоянии 1500 км было бы уничтожено. «Как это ни покажется невероятным, — пишет упомянутый астроном,— только для того, чтобы поддерживать эту булавочную головку при такой температуре, т. е. для того, чтобы пополнять энергию, которую она теряет излучением с ее поверхности, потребовалась бы вся энергия, вырабатываемая фантастической машиной в 3 тысячи биллионов лошадиных сил (3000000 000 000 000 л. с.)».

В недрах Солнца температура достигает 50 000000°. Если бы такую температуру можно было создать в булавочной головке, то от нестерпимого жара погибло бы все живое в радиусе 1500 км. Это площадь, почти равная Австралии.

Ответ на этот вопрос мы найдем не в глубинах мироздания, а на поверхности земного шара. Самым холодным веществом природы являются те небольшие порции сгущенного гелия, которые добываются в холодильной лаборатории голландского города Лейдена. Их температура около —273°. Более холодного места нет и не может быть нигде в мире. Если бы возможно было поместить термометр в межзвездном пространстве вселенной, он показал бы там темпера

туру на несколько градусов выше чем —273, так как был бы согрет лучами многочисленных, хотя и весьма удаленных от него звезд.

Из физики известно, что так называемый абсолютный куль температуры, ни

же которого она опускаться не может, это —273,1°С. Ожидать сколько-нибудь заметных изменений этого рекорда природы не приходится. В Лейденской лаборатории сумели очень близко подойти к этой температуре — получили температуру, отличающуюся от абсолютно* го нуля всего лишь на V»о долю градуса.

Таком образом, из сема рассмотренных рекордов природы один—рекорд скорости — окончательный и один—рекорд холода —почти окончательный. Прочие рекорды — только временные, зависящие от состояния науки в данный момент. Наши знания о неисчерпаемом разнообразии вещей и явлений бесконечной вселенной множатся с каждым днем. Невозможно предвидеть, какие еще диковинки природы, сегодня скрытые от нас, завтра будут извлеченьГ"~ свет всепобеждающей силой науки, • 'г~

27