Техника - молодёжи 1939-02, страница 60

Техника - молодёжи 1939-02, страница 60

Мощная лом на, строительство которой заканчивается на криворрмскхш комбинате. Это будет третья по величине домна в СССР

В кнше ^Старая Юзивка> описана характерная история некоего украинского дворянина Белокры-сенко, которого англичанин Джон Юз, глаьа Новороссийского металлургического общества, так ловко опутал договорами и авансами, векселями и $акладными, что незадачливый «.горнопромышленник», разоренный до нигки. вынужден был тайно, ночью, бежать из дому... А имение Белокрысенко со всеми его рудными богатствами за бесценок купил на тор) ах тот же Юз.

В Криворожье случилось то, что случается всегда в капиталистическом мире: сильные хищники съели белее слабых хищников-К 1913 г. почти все рудники — 90% всей криворожской добь-чи — фактически уже находились в руках 15 крупных металлургических синдикатов.

Этот рис) нок художника К, Рогова оы i помещен в газете «Правда* в 1930 г., когда некоторые специалисты утверждали .тс богатевший Крщв^рожский рудный район исчерпан и что всл".дствь£ этого южной металлургии нужна ш вая рудная база.

В т ом году на 53 работавших рудниках Криворожского бассейна было добыто свыше в млн т, примерно 67 Я? всей железной оуды, добытой за тот же год во всей России. 1913 год был последним «нормальным» годом в истории дореволюционного Криворожья и апогеем его капиталистического развития.

Но капиталисты и предпркнима--ели всех мастей к рангов хищнически хозяйничали в Криворожским бассейне. Они пускали в отвалы хорошую руду тольки потому, чго под боком сказывалась другая руда, содержащая на несколько процентов больше железа.

Они варварски ковыряли и увечили рудные пласты едва начав разработку одного участка, они бросали его и набрасывались ьа следующий...

' За 36 лет (1881—1917) своего хозяйничания на юге России как иностранные, гак и отечественные капиталисты успели выкачать чз Криворожья сьыне 78 млн, т железной руды и изрядно попортить своими рваческими методами добычи ценнейшие и кевозобновляемые .горные богатства бассейна ^ На этом обрывается капиталистическая сказка о «спящей красавице» южнорусских степей, как называли тогда дельцы Кричорожье. Пробудись эту красавицу к настоящей, полной жизни, раскрыть и использовать все oi ромные возможности богатейшего в мире железного месторождения не смогли прежние хозгева Криворожья

Так>ю задачу смогла разрешить только Великая Социалистическая революция, которая навсегда вымена из Криворожья помещиков и капиталистов и 'передала его железные сокровища в руки настоящего хозяина — трудового советского народа.

Однако, прежде чем вступить в новый, социалистический период своей истории, Криворожью пришлось еше немало пере терпеть. Его землю топтали полчища австро-германских оккупантов; к нему подбирались высадившиеся в Одессе французы и греки; Петлюра и Деникин, Мчхно и Врангель рыскали вдоль и поперек по всему Криворожью. Три года лилась кровь, свистели нагайки, полыхали

пожары и ветер раскачивал трупы на придорожных виселицах.

ч. Дик им полем», казалось, стала опять криворожская степь..

Замерла жизнь в Криворожье: в середине 1919 г. три последних еще работавших рудника выдали на-гера последние 10 тыс. т руды. В следующем году уже не было добыто ни одного килограмма железа.

Сохранилась интересная таблица состояния рудников Криворожья к 1921 г-

«.. исчезнувших рудников — 8, мертвых — 5, тяжело больных — 4, не могущих откачать воду — 8...»

Эта таблица — красноречивый с диагноз», свидетельствующий о том, как тчжко был болен железорудный бассейн в тот момент, когда трудящиеся нашей страны, очистив Украину от последних остатков интервентов и белогвардейских банд, рзяли Криворожье ь свои руки.

1939 год Четко и гоодо вырисовываются над белой зимней степыо высокие железо-бетонные вышки рудничных копров, Встают многоэтажные громады и башки надшахтных зданий, соединенные между собой целой системой непрерывно движущихся грачспс ртеров, переходами наклонных галлерей, пролетами эстакад. Гул работающих механизмов, еудодр обильных установок, перемалывающих свежую добычу Непрерывным потоком течет оуда к платформам товарных поездов.

Где старые убогие шахты с де-р^ьяьным открытым копром, который заливали дожди, с неизменной бадьей «на конном вороту^ и с

59