Техника - молодёжи 1939-04, страница 38

Техника - молодёжи 1939-04, страница 38

Л. НИКОЛАЕВ. Фото автора I

МОТРИТЕ И СЛУШАЙТЕ !

Гремит бодрая, жизнерадостная музыка. Яркий свет заливает сцену. На ней все полно движения и красок. Ловкий, расторопный Фигаро поет свою знаменитую арию:

Фигаро здесь, Фигаро там...

Исполняется опера композитора Россини «Севильский цырюльник». Исполнители— артисты театра имени К. С. Станиславского.

Но где же зрители? Артисты их не видят. Зрители сидят дома, у своих телевизорных экранов, и совершенно отчетливо видят и слышат все происходящее на сцене. А сцена —это студия Московского телецентра, построенного по последнему слову мировой радиотехники.

Стены студии, как и ее потолок, сдела-. ны двойными и выложены изнутри особым звукопоглощающим материалом. "Ънутрен-ний потолок не закреплен жестко, а подвешен на специальных пружинах.

Сама студия опирается на самостоятельный, независимый от остального здания фундамент.

Таким образом, огромная студия с площадью почти в 300 квадратных метров заключена как бы внутрь громадного звуконепроницаемого колпака. Даже вход в студию идет через особый «звуковой шлюз» — небольшой коридорчий, ограниченный двумя дверями. Последние напоминают своей толщиной двери гигантского сейфа. Они, как и стены, двойные.

Внутри студия похожа на киноателье. Весь потолок увешан мощными электрическими лампами. На особом балконе размещена двумя рядами целая батарея прожекторов. Такие же прожекторы расставлены в различных местах на полу и на высоких подставках. Если зажечь все лампы и прожекторы, то действительно получится море света. Мощность всех осветительных приборов студии превышает 150 киловатт. Электростанция такой мощности могла бы с успехом удовлетворить нужды целого городка.

Все эти многочисленные и разнообразные источники света управляются шефом-

Микрофон включен. Студия телецентра начинает передачу в эфир оперы Россини *Севильский цырюльник».

осветителем и его помощником. Это они, по указанию режиссера включая и переключая в различных комбинациях осветительные приборы, создают такую симфонию света, при которой изображение, передаваемое в эфир, приобретает наилучшую выразительность.

Шеф-осветитель находится в помещении, изолированном от студии, и наблюдает все происходящее в ней через большое, наглухо застекленное окно. Перед ним широкий пульт с множеством рычажков, а выше—доска, густо усеянная небольшими разноцветными лампочками. Эта доска называется мнемоническим (памятным) табло. Глядя на табло, шеф-осветитель видит, какие лампы и прожекторы в студии горят, какие выключены. С помощью рычажков на пульте можно включать и выключать целые группы ламп, быстро меняя характер освещения на сцене.

Если включить множество осветительных приборов, то температура в студии может легко подняться до 50° выше нуля. Работать при такой тропической жаре невозможно. На помощь приходит установка «искусственного климата», которая автоматически поддерживает умеренную температуру и нормальную влажность воздуха, а также очищает его от пыли.

Интересно побывать в студии перед началом концерта. Артисты репетируют свои номера; операторы проверяют звуковую аппаратуру; осветители контролируют работу световых приборов; инженеры и техники ведут подготовку в аппаратной, которая отделена от студии звуконепроницаемой стеной. Нижняя половина этой стены сделана из трех рядов стекла. Благодаря этому из аппаратной можно наблюдать все происходящее в студии.

Внезапно из динамика, установленного в студии, раздается спокойный голос:

— Внимание, товарищи! Сейчас начинаем передачу в эфир. Присутствующим в сту-дии соблюдать полную тишину. Операто

рам приготовиться. Обслуживающим передачу передвигаться как можно тише.

Это говорит режиссер передачи, находящийся в аппаратной. Он руководит всем происходящим в студии.

Наступает полная тишина. Загораются транспаранты: «Микрофон включен». С этого момента все звуки, даже незначительные шорохи, попадают- в эфир.

Бесшумно ступая по мягкому ковру, выходит диктор, ведущий программу. Так же бесшумно к диктору подкатывают странный аппарат, похожий на большую кинокамеру. Это камера «иконоскопа» (от греческих слов: «иконос» — вижу и «ско-по» — записываю). В камере иконоскопа световое изображение превращается в электрические импульсы. Сейчас оператор, управляющий, этим аппаратом, показывает радиозрителям диктора, который объяв--ляет:

— Товарищи радиозрители, сейчас перед вами выступит народная артистка СССР, орденоносец Алла Константиновна Тарасова, которая прочтет отрывок из романа Льва Толстого «Анна Каренина».

Едва умолкает диктор, как гаснет транспарант: микрофон, передающий в эфир звуковую часть программы, на несколько секунд выключается. Снова в студии раздается голос режиссера. Он дает послед-