Техника - молодёжи 1939-04, страница 41Концерт окончился. Диктор объявляет, что сейчас будет демонстрироваться кинофильм «Але-ксандр Невский». Московский телецентр уже начал свою работу. Ежедневно с 7 час. 30 мин. вечера передаются в эфир концерты и кинофильмы. С каждым днем растет число радиозрителей, и уже недалеко то время, когда телевидение станет таким же массовым, как и радиовещание. нет. Комната-эхо обладает большой гулкостью. Звуки, выходящие из динамика, приобретают должную гулкость и уходят в микрофон. Если снять одну из стеиок камеры иконоскопа, то можно увидеть внутри камеры стеклянную колбу с длинной узкой горловиной. Эта колба • и есть иконоскоп. В нем совершается главный процесс телепередачи — преобразование световых лучей в электрические импульсы. Как это происходит? Световые лучи, идущие от изображения, проходят объектив камеры иконоскопа и падают на тонкую слюдяную пластинку, которая находится внутри колбы. Пластинка эта особенная. Та сторона ее, которая обращена к лучам, идущим из объектива, покрыта огромным количеством (порядка миллиона) изолированных друг от друга мельчайших серебряных зернышек. Пластинка эта называется «мозаикой». Благодаря присутствию в зернышках металла^ цезия они чувствительны к свету, и каждое из них представляет как бы миниатюрный фотоэлемент. Другая сторона слюдяной пластинки покрыта тонким слоем Когда на мозаику падает свет, то серебряные зернышки излучают мельчайшие отрицательные частицы электричества — электроны. А теряя электроны, они тем самым заряжаются положительно. Однако их заряды так же неодинаковы по величине, как неодинаковы по силе те световые лучи, которые падают на мозаику. Происходит это потому, что изображение, освещаемое в студии, отражает лучи разной силы. Свет, идущий от изображения, весьма разнороден по своей силе. Так же Справа — аппарат для передачи в эфир звуковых кинофильмов. Внизу — машинный зал передатчика. Оборотная сторона слюдяной пластинки покрыта слоем платины. Эта сторона называется сигнальной, потому что от нее отходят по проводу в виде импульсов электрические сигналы и изображения, или, как их называют, «видеосигналы». Импульсы следуют в строгой очередности друг за другом. Видеосигналы, пройдя усилительные приборы, "поступают на передатчик. К антенне сигналы звуковой передачи и сигналы изображения подходят разными путями. И только с антенны они уже совмест-но сходят в эфир. Теперь перенесемся мысленно через эфир к приемному экрану телевизора и посмотрим, как здесь видеосигналы преобразуются в изображение. В приемном телевизоре помещается стеклянная вакуумная колба. Она имеет несколько иную форму и другое устройство, чем иконоскоп, и называется «кинескоп». В узкой ^ горловине кинескопа находится катод, испускающий электронный луч. Дно кинескопа, покрытое флюоресцирующим слоем, и представляет, собственно, экран телевизора. Этот экран начинает светиться от прикосновения к нему электронного луча. Приходящие из эфира видеосигналы то усиливают, то ослабляют электронный луч. Двигаясь по экрану (так же как и по мозаике иконоскопа), он последовательно воспроизводит все точки передаваемого изображения. Таким образом, по экрану с огромной скоростью мчится световая точка, успевая в течение Ум секунды нанести 750 тыс. элементов изображения. Но чело- ,, веческий глаз обладает свойством сохра- > нять зрительное впечатление от картины в течение »/в секунды, после того как картина исчезла. Вот почему на экране телевизора радиозритель видит не бегущую точку, не элементы изображения, а все изображение в целом, так же как в кино он видит не сменяющие друг друга отдельные кадры кинопленки, а непрерывно развертывающееся действие. разнородно заряжаются и зернышки мозаики. Каждое зернышко становится мельчайшим конденсатором, имеющим заряд той или иной величины. Получается электростатическая картина передаваемого изобра- Что же дальше? Как реализовать эту невидимую картину, разложенную на множество различных электрических зарядов? В горлышке колбы имеется катод, который, подобно прожектору, испускает тонкий луч диаметром всего в 0,1 миллиметра. Этот луч представляет непрерывный поток электронов. Электронный луч падает на мозаику, причем благодаря особому устройству катодных катушек он перемещается таким образом, что прочерчивает всю пластинку в 343 строки. За сколько времени? Всего лишь за... »/»« секунды! Таким образом, каждую секунду электронный луч двадцать пять раз обегает всю площадь пластинки. Что же происходит на пластинке при этом молниеносном скольжении по ее поверхности электронного луча? Каждое зернышко мозаики заряжено положительно, электронный луч несет отрицательное электричество. Происходит разрядка, которая вызывает электрические импульсы. |