Техника - молодёжи 1939-04, страница 40Аппаратная — сердце телецентра. Режиссер передачи, дежурный инженер и т< ник сидят у своих пультов и внимательно следят за действием на сцене. Г Шеф-оператор из своей кабины внима-■ тельно наблюдает за всем происходящим на сцене. световой квадрат зеленоватого цвета. Это контрольный телеэкран. Он служит для приема изображения по внутренней трансляции телецентра,, т. е. до того, как изображение «вышло» в эфир. Окояча-тельную «продукцию» телецентра — то, I что уже принимает радиозритель, — можно ■ видеть здесь же, в аппаратной, на другом, контрольном телевизоре. Концерт в разгаре. Выступает лауреат , всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей пианист Исаак Михновский... Художественная и оперативная сторона передачи сосредоточена в руках режиссера. Он внимательно следит за звуком и действием на сцене и одновременно наблюдает за контрольным телеэкраном. Перед режиссером — часы и несколько микрофонов для связи со студией. Вот он чувствует, что однообразные движения пианиста становятся утомительными для зрения.^Он I наклоняется к одному из микрофонов, отдает краткое распоряжение, и через несколько секунд лицо пианиста выплывает на экране крупным планом. Следующий кадр показывает ноты, затем виртуозную Внизу — на сцене студии во время передачи. Справа микрофонный оператор следит за тем, чтобы микрофон хорошо улавливал звуки и в то же время не попадал в поле зрения камеры ; работу рук пианиста и т. д. Такая разбивка кадров производится путем соответствующих перемещений камеры иконоскопа. Указания режиссера оператор принимает через трубки-наушники. Слева от режиссера, за соседним пультом, сидит главный звукооператор, который «командует» всеми звуками, выходящими из студии. Двусторонняя связь соединяет его с микрофонными операторами. ■Над ним висит динамик, передающий звуковую часть программы. Звукооператор может менять «окраску» звука, т. е. выделять. усиливать звуки, нужные режиссеру, «гасить» второстепенные звуки, создавать тот иЛи иной музыкальный «фон». Несмотря на свои огромные размеры, студия все же акустически мала для выступлений оркестра, хора и т. д. Для того чтобы звуки не получались приглушенными, применяются особые приспособления, создающие гулкость. Так, например, в стенах студии устроены ниши, наподобие тех, листами, в которых просверлено множество отверстий. Приближая или удаляя от этих ниш деревянные щиты, звукооператоры регулируют гулкость в соответствии с характером концертного номера. НЬ часто этих средств бывает недостаточно. И тогда главный звукооператор включает в звукопроводящую цепь так называемую «комнату-эхо». Эта комната, помещающаяся под студией, удивительна тем, что в ней, кроме динамика и микрофона, ничего Соединенные друг с другом в целые ба-эти электрические лампы служат |