Техника - молодёжи 1939-06, страница 45

Техника - молодёжи 1939-06, страница 45

Схематический план расположения войск под Полтавой. Из сборника *Книга Марсова», изданного в 1713 г. Основные обозначения: А —город Полтава; V — второй лагерь русских войск; Е—шесть редутов поперечной линии; * —четыре редута продольной линии, разделившие шведские войска сразу на две группы: Н —шведская пехота, атакующая редуты; I —шведская кавалерия, идущая в шесть колонн на редуты; L— русская конница, стоявшая у редутов и отошедшая потом на линию М; Р —часть пехоты, выведенная на фланги лагеря; R — русские войска, построенные в боевую линию перед решительной схваткой; я шведские войска, построенные в боевую линию; I — первая линия русских войск, атакующая неприятеля; W— шведские войска, разбитые и отступающие к лесу.

линию фронта нерасстроенной. Впереди этой поперечной линии редутов Петр приказал построить еще продольную ли

ре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе для благосостояния вашего».

20 июня (по старому стилю) вся русская армия по мостам и бродам перешла на правый берег Ворсклы в 8 километрах северо-восточнее Полтавы. Переправившись, армия немедленно построила для себя укрепленный лагерь у деревни Семеновки.

25 июня, покинув лагерь у деревни Семеновки, русские продвинулись еще на 3 километра к осажденной Полтаве и построили у деревни Яковцьс новый укрепленный лагерь. Петр хотел атаковать шведов 29 июня, но стало известно, что 27-го шведы сами готовятся к атаке. Это обстоятельство позволяло заранее определить место предстоящего боя, подготовить расстановку сил и укреплений на поле сражения. Фортификационную задачу Петр решил блестяще.

Укрепленный лагерь у деревни Яковцы тылом примыкал к крутому берегу Ворсклы. Вправо тянулся овраг, влево простирался лес до самой Полтавы. Перед лагерем находилась равнина, ограниченная другим лесом — Будищевским. Оставшийся между этими лесами промежуток шириной в 1—2 километра был единственным проходом, которым могли воспользоваться шведы для выхода к русскому лагерю. На этом Петр и построил свой глубоко продуманный замысел разгрома шведов. Петр всегда отличался полным уважением к противнику и трезво учитывал его сильные стороны. Он знал, что шведы искусно пользовались строгим боевым порядком. Надо было лишить их и етого преимущества. Надо было смешать ряды и шеренги шведов еще до главного столкновения. Поэтому Петр приказал построить поперек поля между лесами шесть отдельных, замкнутых со всех сторон земляных укреплений (редутов), на расстоянии ружейного выстрела один от другого. Редуты представляли собой как бы ряд волнорезов для наступающих. Прорвавшись через эту преграду, враг уже не мог сохранить

нию из четырех редутов, направленную под прямым углом навстречу наступающим. Эта линия должка была сразу разрезать атакующих шведов на две группы, северную и южную. Из четырех редутов продольной линии ко дню боя успели закончить лишь два.

Идея создания такой прерывчатой линии редутов на поле сражения принадлежала исключительно Петру, до него ни один полководец не применял этого приема.

При построении боевого порядка Петр также показал себя смелым новаторов для которого принципы линейной такти ки отнюдь не были нерушимой догмой По правилам линейной тактики, пехотные полки развертывались в две линии возможно более широким фронтом, причем глубина строя совершенно не принималась в соображение: одни полки строились в первую линию, другие во вторую. Петр же приказал, чтобы в первую линию строилась половина полка, а во вторую, в затылрк, другая половина того же полка. В этом сказалось глубокое понимание психологии массы: выручка «своих».

Так Петр шаг за шагом подготовлял разгром противника на поле предстоящего сражения.

Величественная панорама Полтавского боя, развернутая Пушкиным в его поэме «Полтава», удивительно точно воспроизводит основные моменты этого исторического события.

Сражение началось 27 июня (по старому стилю) на рассвете (*Горит восток зарею новой») наступлением шведов на редуты. Маленькие гарнизоны редутов мужественно встречают первый грозный натиск врага и отвечают на атаку жестоким огнем f«...на равнине по холмам грохочут пушки...»). На линии редутов разгорается кавалерийский и пехотный бой (*...сквозь огнь окопов рвутся шве

ды; волнуясь конница летит; пехота движется за нею...»). Губительный огонь редутов заставил шведов отойти («Пальбой отбитые дружины, мешаясь, падают во прах»). Редуты-волнорезы сделали свое дело: шведская армия разделилась надвое, и южная ее часть под командой генералов Россе и Шлипенбаха укрылась от огня в лесу. Заметив это, Петр послал конницу Меншикова отрезать и истребить эту колонну. Меншиков с успехом выполнил задачу («Уходит Розен сквозь теснины; сдается пылкий 111 ли-пенбах»).

Наконец шведская пехота с большими потерями пробилась сквозь линию редутов на поляну. Русская артиллерия из укрепленного лагеря стала бить по правому флангу шведов картечью. Шведская пехота отхлынула влево, к Буди-щевскому лесу. Здесь шведам пришлось переменить почти под прямым углом свой фронт к укрепленному лагерю. Шведы, ожидая подкреплений, медлили с атакой. Петр выводил ббльшую часть армии из лагеря и строил боевой порядок перед лагерем для встречной атакк Это было около 9 часов утра. Бой' на время затих («Уж близок полдень. Жар пылает. Как пахарь, битва отдыхает.„ Ровняясь строятся полки»).

Стройные линии обеих армий, с кавалерией на флангах, развернулись друг против друга вне досягаемости выстрелов. Карл, раненный в ногу за несколько дней до Полтавского сражения, на носилках появился перед войсками. В десятом часу линии шведского фронта двинулись вперед (*...слабым манием руки на русских двинул он полки»). Навстречу выступил и наш боевой порядок. Подойдя на ружейный выстрел, обе стороны открыли мушкетный огонь. С русской стороны участвовала и полковая артиллерия, подвигавшаяся вместе с линией фронта (*...дружины сошлись в миму, среди равнины: и грянул бой...»). Огнестрельный поединок был не долог: обе стороны ринулись в штыки («-над падшим строем свежий строй штыки смыкает...»). На русском левом фланге 1-й батальон Новгородского полка не выдержал стремительного натиска и подался назад. Предусмотрительность Петра, поставившего во вторую линию вторые батальоны тех же полков, спасла положение: новгородцы 2-го батальона во главе с Петром выручили свою первую линию и восстановили порядок.

Ожесточенный рукопашный бой длился два часа. Надломленные потерями, не имея сильных резервов, шведы стали подаваться и дрогнули (€...Тесним мы шведов рать за ратью; темнеет слава их знамен... Ура! мы ломим; гнутся шведы...»). Полное поражение докончила кавалерия («...Еще напор —и враг бежит. И следом конница пустилась...»).

Шведы бросились назад, в Буднщев-ский лес, повернули к югу и стали уходить вниз по Ворскле и Днепру, к селу Переволочна. Победа была полная и, как с гордостью писал Петр, достигнута была «малой кровию»: у нас выбыло 1345 человек убитыми и 3290 человек ранеными. Шведы потеряли более 9000 убитыми и ранеными и 2700 пленными.

•Вдогонку уходившим шведам Петр послал драгун и. «ездящую пехоту». 30 июля под Переволочной, при впадении Ворсклы в Днепр, остатки шведской армии, около 8 тыс. человек, во главе с Левенгауптом, сжегши обоз, положили оружие. Количество трофеев было огромное.

Северная война длилась после Полтавы еще почти 12 лет. Однако по существу борьба между Россией и Швецией была закончена, судьба Петербурга и балтийских завоеваний была решена. Швеция потеряла свое былое величие. На востоке Европы появилась новая могущественная, независимая держава.

44