Техника - молодёжи 1939-09, страница 23

Техника - молодёжи 1939-09, страница 23

74>я. Блиновсков за работой над скульптурой «Охота на медведя».

лей, и каждая из них требует своей особенной, тщательной отделки.

Чугунная отливка — это еще не законченное скульптурное произведение. Во многих местах она шероховата,, отдельные

натам работают молодые чеканщики, отделывающие массовую продукцию.

Модель — это оригинал, с которого копируются многочисленные чугунные отливки.

Рождение литья начинается еще в формовочной. Здесь самого чугуна еще нет, есть лишь формовочный материал; это особая «земля»; она представляет ту среду, которая должна запечатлеть, «негативный» оттиск модели. ,

Сама модель обычно' разнимается на две половины. Начинается формовка. Половина модели разъемной стороной кладется на гладкую доску и сверху накрывается железным колпаком — опокой. Пространство между стенками опйки и моделью плотно набивается формовочной землей. Опока перевертывается,. и доска оказывается сверху;" ее снимайт и к первой половине модели тщательно прикладывают вторую половину. Сверху ставится другая опока, которая также набивается землей.

Затем- опоки разъединяются, из них вынимают модель, которая уже сделала свое

дело, Обе опоки тщательно складываются вместе; внутри их в плотной массе земли есть незаполненное пространство, представляющее собой форму будущей отливки.

Это пространство, все, до тончайших извилин, заполняется в литейной расплавленным чугуном. Жидкий металл поступает в форму через особое отверстие в опоке—

Металл застывает; снова разнимаются опоки, высвобождая готовую чугунную отливку.

Так воспроизводятся простейшие чугунные фигуры.

Художественное литье — процесс, несравненно более сложный и тонкий; он настолько же отличается от обычной «сырой формовки», насколько произведение искусства отличается от обыкновенного чугунного горшка. И чем сложнее художественная композиция вещи, тем труднее, кропотливее формовка и отливка ее.

Статуэтки, бюсты, скульптурные группы формуются по частям по «кускам», как говорят каслинские формовщики. Фигура как бы составляется из нескольких дета-

бзлы, искусство каслиицев заиграло новыми, яркими красками.

Вот здесь, под вековыми гулкими сводами, а сосредоточенной тишине,, в шуршанье песка возникает чудесный мир изваяний и образов, полный безмолвной выразительности и неумирающей красота.

Их родина — цех художественного литья; их колыбель—опока: железный ящик, плотно набитый серой формовочной землей.

Впрочем, если уж. описывать технологию каслинского художественного литья, то следует пройти сперва в модельную мастерскую. Здесь работают самые опытные

мастера завода: моделыцик-стахановец Михаил Максимович Малов, чеканщик - Михаил Осипович Глухов, Кузьма Дмитриевич Тарасов, модельщик .первой руки, и .др..'

Эти старики-ветераны прожили на заводе целую жизнь: у каждого из них за пле-. чамй по 40—50 лет труда. Ответственное дело поручено им: они готовят бронзовые и медные модели для новых отливок; они ремонтируют старые а изношенные модели; они же чеканят так называемые «экспонаты» — образцовые модели. По этим экспо-