Техника - молодёжи 1939-09, страница 24

Техника - молодёжи 1939-09, страница 24

линии не отличаются достаточной четкостью, имеются наплывы чугуна — «путцы». Такая отливка поступает к чеканщику, который придает ей художественную полноценность и выразительность.

Вещь, родившаяся в опоке формовщика, оживает в тисках чеканщика. Она начинает «видеть, чувствовать, мыслить, двигаться». Удар чекана —и заиграли, напружинились мышцы коня, вздернутого на дыбы. Едва уловимое движение руки — и еще пронзительнее стали глаза насмешливого Мефистофеля, закутанного в романтический плащ. Два-три прикосновения мастера — и вот уже на тощем лице рыцаря печального образа проступила восторженная, блуждающая улыбка... Еще удар —и чеканщик дает своему детищу путевку в жизнь. На этом они расстаются — мастер и законченная им вещь, Пройдя через руки красильщиков, которые наводят на нее «матовый тон», чугунная статуэтка отправляется на склад, а оттуда —в любой конец Советской страны.

Наиболее сложные скульптурные группы предварительно попадают в сборочный цех. Здесь отдельные фигуры, отлитые по

рознь, укрепляются на общем постаменте. Гак, охотники собирают вокруг себя свору борзых; джигиты вскакивают на лихих скакунов; у лошадей отрастают хвосты, а гоголевский диканьский чорт встречает наконец свою прекрасную Солоху.

В последние годы на заводе многие операции постепенно механизируются: вводится пневматическая чеканка вместо ручной; очистка отливки производится не напильником, а специальной бормашиной и механическими абразивными щетками; для просверливания отверстий употребляются электродрели, настольные сверлильные станочки.

Более разумная организация труда в сочетании с техникой экономит силы и время. Так, например, формовка статуэтки «Джигитовка», которая выполнялась раньше одним рабочим от начала до конца, сейчас разбита на пять операций. При «кусочной» работе теперь практикуется одновременная формовка нескольких деталей.

Для внешней отделки художественных вещей завод стал применять, по совету М. Горького, бронзирование отливок гальваническим способом.

Так, охраняя художественные традиции, но борясь с рутиной и кустарщиной, социалистическая рационализация вытесняет из производства пережитки былой, расторгуевской «техники». Где можно, на помощь человеку приходит умная быстрая машина. И старое мастерство в союзе с новой техникой открывает перед Каслинским заводом широкие перспективы.

До революции Каслинский завод выпускал ежегодно три-четыре тонны художественного литья. За годы советской власти выпуск этой продукции возрос во много раз.

Разнообразен и богат ассортимент каслинских художественных изделий. Завод не отказался от культурного наследия: он попрежнему выпускает замечательные скульптуры таких русских мастеров прошлого столетия, как Забелло, Клодт, Ли-берих и др. Не забыты и лучшие вещи своих, заводских скульпторов прошлого века— Василия Торокина и Дмитрия Широкова.

И. наряду с этим в искусстве каслинцев все сильнее и ярче сказывается советская тематика. В большом количестве выпускает завод художественные барельефы руководителей Советской страны — Сталина, Ворошилова, Молотова; великих борцов за дело пролетариата — Ленина, Дзержинского, Орджоникидзе, Горького...

Все чаще встречаются в заводском прейскуранте имена крупнейших советских скульпторов — Дадыкина, Манизера, Симакова, Янсона н др.

По заказу парижских рабочих каслинцы в 1936 г. отлили барельеф с изображением Анри Барбюса. Барельеф этот установлен на могиле знаменитого французского писа-теля-коммуниста.

Предметом особой гордости каслинских литейщиков является участие завода в социалистической реконструкции городов и в художественном оформлении грандиозных сталинских сооружений — московского метро, канала Москва — Волга, новых москворецких мостов и набережных. Для этих

строек Каслинский завод отлил сотни тонн чугунных скульптур, тысячи метров стальных орнаментальных решеток и оград, художественные кронштейны, фонари, гигантские вазы. Все эти заказы выполнены главным образом силами комсомольской молодежи под наблюдением старых мастеров,

Многолюдно стало в отделах художественного цеха Каслинского завода: где 4 года назад работало 12 формовщиков,

там сегодня работают в две смены 66 человек; число чеканщиков за 3 года воз' росло втрое.

Растет и воспитывается новое советское поколение каслинцев, которое работает дружно, бок о бок со, старыми мастерами. Старики — Михаил Торокин, Николай . Галунов, Илья Мочалин, Дунаев и др., работающие на заводе несколько десятилетий, охотно передают свой богатый опыт молодежи. Подрастают новые мастера, появляются новые имена: модельщик Михаил Востротнн, чеканщик Блиновсков, формовщик Кобелев...

Из заводской художественной школы приходит комсомольское пополнение, способная, многообещающая молодежь. Так, например, комсомолец Аникин сделал интересную группу «Папанинцы», за которую был премирован творческой поездкой в Москву.

Три года назад в своем открытом письме к советским скульпторам и художникам девять старейших каслинских мастеров писали:

«Мы, старики, гордимся, что сквозь тяжелую жизнь пронесли до сегодняшних дней наше мастерство... Пришло время — наше искусство понадобилось другому хозяину: нашим же детям и внукам, всему советскому народу».

22