Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 79

Техника - молодёжи 1939-10-11, страница 79

Схема грозоотметчика Попова. АВ — когерер грозоотметчика. К точке М приключается антенна, а к точке И — земля. При появлении искрового разряда возбуждаются электромагнитные волны, которые воспринимаются антенной. Опилки в когерере слипаются. Цепь электрического тока от батареи замыкается через когерер на электромагнит реле. Реле притягивает якорь, благодаря чему ток от батареи проходит через обмотку электромагнита звонка. Якорь звонка притягивается, молоточек ударяет о чашечку звонка, а при обратном движении — по стеклянной . трубочке, и когерер теряет свою проводимость.

[ удалось присвоить себе, лавры изобретателя радио и поставить опыты по радиосвязи в широких масштабах.

Но Маркони не был изобретателем радио. Запатентованная им схема была чуть ли не точной копией прибора, с которым задолго до (этого работал Попов. Об истинных изобретательских способностях Маркони говорит и то, что за двадцать 'лет существования фирмы Маркони трехсот патентов по вопросам радиосвязи, которые она получила, : самому Маркони принадлежал только один.

Сознавая огромное значение широкой радиосвязи, Попов упорно Хлопотал в морском ведомстве об отпуске средств. В 1897 г. ему наконец ассигновали 900 рублей. 'Совместно со своим неизменным ■помощником Н. П. Рыбкиным он 'установил 18-метровую антенну и добился связи между крейсерами «Европа» и «Африка», отстоящими 'друг от друга на 5 километров. А через год, еще более усовершенствовав свои приборы, Попов увеличивает эту дальность до 11 километров.

Летом 1899 г. во время опытов по радиотелеграфированию между Кронштадтом и фортом «Константин» Рыбкин, отыскивая однажды с помощью телефона повреждения в приемнике, внезапно обнаружил, что радиосигналы великолепно воспринимаются телефоном. Заменив телеграфный аппарат телефоном, Рыбкин сразу же увеличил дальность передачи до 45 километров.

Осенью 1899 г. царское правительство сна-. рядило в кругосветное плавание один из лучших броненосцев Балтийского флота, «Генерал-адмирал Апраксин». Но не успел броненосец выйти в открытое море, не отзвучали еще последние прощальные тосты, как в столицу было доставлено потрясающее известие: броненосец сел иа подводные камня у острова Гогланд. iB дальнейшем выяснилось, что необходимо срочно принять чрезвычайные меры, иначе броненосец, оставленный на камнях до весеннего ледохода, может погибнуть.

Спасательные работы требовали постоянной связи со столицей, а ближайшая телеграфная станция -находилась в 40 километрах от острова. Тогда в военном министерстве вспомнили о работах Попова и предложили ему установить радиосвязь между островом Гогланд и финским Городом Котка. Попов с радостью отозвался на это предложение и немедленно отправился в Котку. А Рыбкин тем временем отплыл на ледоколе «Ермак» к острову Гогланд.

С большими трудностями, в условиях сильных морозов и полного отсутствия опыта сооружаются высокие мачты и подвешиваются антенны. Наконец последние работы закончены, станция снова проверена, и Рыбкин надевает наушники, готовый начать регулярную связь со станцией Попова. Вначале слышны бессвязные обрывки фраз, но затем Рыбкин улавливает содержание передачи:

«Командиру «Ермака», Около Лавенсари

оторвало льдину с рыбаками. Окажите немедленное содействие для спасения этих людей».

ЭТо Попов передавал с Котки полученную им из Петербурга телеграмму.

«Ермак» немедленно отправился в указанном направлении, и двадцать семь человек иа оторванной льдине были спасены. Так радио с первых же своих шагов спасло многие человеческие жизни.

Вскоре после организации радиосвязи между Готландом и Коткой Попов производит опыты на Черном море и достигает дальности связи в 150 километров. Несмотря, однако, на столь блестящие и явные успехи, он не получает никакой помощи.

В момент наибольшего размаха революционного движения, в октябре 1905 г., профессор Александр Степанович Попов был избран первым выборным директором Электротехнического института. Студенче* ство института принимало активное участие в революционных выступлениях. Полиция врывалась в аудитории и общежития, производила обыски и аресты. Попов тяжело переживал положение студентов и категорически отказывался предпри' нять против них предписываемые репрессивные меры. 29 декабря его вызвали по этому поводу к министру внутренних дел Дурново. От этого душителя первой русской революции Попов вернулся сильно расстроенным и потрясенным. В тот же день юн слег, а через два дня, 31 декабря 1905 г., Александр Степанович скончался от кровоизлияния в мозг.

•Попов умер в расцвете своей научной деятельности, сорока шести лет. Жизнь его была повторением пути многих талантливых русских изобретателей и ученых, задушенных царским самодержавием, невежеством и безразличием чиновников, которым чужды были интересы русской страны и русского народа.

Имя А. С. Попова в дни его ки

Радиостанция Попова с телефонным приемником.