Техника - молодёжи 1940-01, страница 35

Техника - молодёжи 1940-01, страница 35

В напряженной тишине снова повторился .весь процесс сушки.

«ера целиком оправдались, знал производственные показатели работы машины, ее автоматику, — все знал, кроме внешности.

" ! замолкли. Неподвижно застыл Тун-[ гусов у дальнего конца машины, -следя за !Ыражением лица наркома.

Наконец взгляды их встретились. Тунгу-| сов сделал жест. Руки его вдруг вытянулись вправо по направлению к машине, на ; «омент.застыли в этом положении и снова упали вниз.

j «Вот видите, — сказал этот жест, просто U недвусмысленно, как сказал бы Тунгу» сов словами,— все сделано».

Стремительно и одновременно они направились навстречу друг другу. Сжав ру-: ку инженера, нарком привлек его к себе и 1 крепко поцеловал.

— Я был уверен, что так будет, — сказал он. — Спасибо, товарищ Тунгусов.

— Нет, это вам спасибо. Если бы не вы, товарищ марком, иам не удалось бы ниче-

сделать. Половина успеха принадлежит вам, вам, а половина всем нам...

Разговор прервался. Подошел Витков-ский. Гости знакомились с Тунгусовым, он представлял им свою бригаду, смущенную оказанным ей вниманием.

Немного спустя появился профессор Ридан. За ним, пытаясь не привлечь к себе внимания, скромно проскользнула в цех Наташа, приехавшая вместе с профессором. Конечно, ее тотчас же заметил Федор. Он немедленно приобщил девушку к бригаде, в которой она уже знала почти всех комсомольцев.

Все были в сборе, и Тунгусов, вкратце объяснив устройство сушилки, приступил к демонстрации ее работы. Гости расположились вдоль свободной стены цеха и затихли.

Снова повторился весь процесс сушки в напряженной тишине, прерываемой возгласами удивления, вопросами гостей и.краткими пояснениями Тунгусова. Машина во время работы, в движении, была' еще более величественна и изящна. Тунгусов ушел от

пульта и присоединился к зрителям. Теперь никто не управлял машиной, никто не следил за показаниями приборов.

Автоматика вела процесс,

И. когда дверца выходного отверстия захлопнулась за выскользнувшим из цеха огромным древесным стволом, взоры всех снова устремились к конструктору и рукоплескания разорвали тишину.

Почетных гостей пригласили в клуб. К этому времени Вольский кончил свой доклад, и был объявлен перерыв, во время которого все сидевшие в зале, разделившись на четыре группы, посетили цех и увидели работу машины.

Минут через сорок заседание возобновилось.

Возбужденная только что увиденным, зрелищем, публика заняла места. Кто-то потребовал, чтобы все участники создания сушилки вышли на сцену, и собрание дружно поддержало это требование. Они были избраны в почетный президиум. Тут же Тунгусов взял слово для предложения. Он коротко рассказал о том, какую роль в этом деле сыграл нарком.

— Поэтому я предлагаю, — закончил он, — избрать товарища наркома, который здесь присутствует, в число членов президиума как активного участника нашей работы, обеспечившего ее успех.

Сопровождаемый овациями, нарком поднялся на сцену и занял место около председателя. Список участников как будто был исчерпан.

Не успели стихнуть рукоплескания, как неожиданно для всех выступил Федор -с-новым предложением.

— Товарищи, — сказал он, — я хочу предложить в почетный президиум еще одного человека, присутствующего здесь. Ему тоже принадлежит активная роль в нашей работе, ибо этот человек, эта женщина своим исключительным и бескорыстным вниманием к Тунгусову, к его жизни обеспечила условия для теоретического и экспериментального решения проблемы...

На сцене все переглядывались изумленно,

Женщина? Было известно, что Тунгусов не женат « что у него нет родных. Анна не мигая смотрела на Федора. Николай явно ничего не понимал,

-— Эта женщина, ~~ продолжал Федор, — Прасковья Гавриловна Королева.

— О-ох! — раздался из публики басовитый, удивленно-недоверчивый возглас, и кто-то зашикал на объемистую низенькую женщину в платочке, сидящую у прохода; в середине зала.

— Я хорошо знаю Тунгусова, — говорил между тем Федор, — знаю, что он работает, всегда увлекаясь до того, что забывает есть, пить, спать, и были случаи, что он по нескольку суток проводил за работой без пищи и сна. Организм у него крепкий— он ведь был пастухом когда-то. И только поэтому, я думаю, он дожил благополучно до того момента, когда его соседка по квартире Прасковья Гавриловна по собственной инициативе начала следить за ним, кормить его чуть не насильно. Иначе, думаю, он замотался бы и пропал. Словом, она стала его второй матерью. Вот ее-то я и предлагаю в почетный президиум.

— Просим, просим! ■— закричали в публике.

Тетя Паша долго не решалась подняться с места, но, когда треск рукоплесканий достиг невыносимой степени, она встала, смешным, бесформенным комочком вкатилась на сцену и как-то стихийно направилась прямо к трибуне. Никто не остановил ее. Было ясно, что она шла, чтобы сказать свое слово, и никакая сила не могла бы ее остановить,

— Дорогие товарищи! — прокатился по затихшему залу ее рокочущий басок, — Мы сейчас видели эту самую машину... Я скажу, это такое богатство сделал Николай Арсентьевич для нашего государства, что не скажешь... А я эту машину видела, когда она еще только родилась — вот такая маленькая была, я для нее сырье из сарая таскала, можно сказать, лучинки тогда этой машиной сушили. А теперь она целые стропила сушит. Это для нашего

41