Техника - молодёжи 1940-01, страница 5

Техника - молодёжи 1940-01, страница 5

С.М.Киров!

А. ГИНЕВСКИЙ

В Ленинграде, на Кировской площади, стоит особняк, принадлежавший когда-то балерине Кшесинской. Отсюда, с узенького балкончика, выходящего на площадь, в 1917 г. обращался с пламенной речью к петроградскому пролетариату Владимир Ильич. В этом доме ныне устроен замечательный музей памяти одного из самых выдающихся соратников Ленина и Сталина — Сергея Мироновича Кирова.

Четырнадцать залов музея наглядно | знакомят посетителей с жизнью Сергея Мироновича. Обходя эти /комнаты, посети-. тель словно совершает историческую экс-i kypcmo во времени и пространстве — от Уржума, где протекало детство Сергея Кострнкова, до его последних дней в Ле-; фтшграде, где великая жизнь была прервана злодейской рукой классового врага.

Маленький захолустный городок Уржум. Заброшенный среди болот и лесов, отда-р ленный от железной дороги, он был в царское время местом ссылки революционеров. На многочисленных фотографиях и пейзажных зарисовках, выставленных в музее, видна унылая панорама заштатного I приуральского городишка. Здесь среди ■ убогих лачуг находился я тот «Дом при-I зрения малолетних сирот», куда был по-jt мещек ребенком Сережа Костриков. В четырехлетием возрасте он потерял отца, а | через три года — мать. Бабка добилась помещения сироты в приют. В приюте детей ; плохо кормили, скупо одевали и заставля-[; ли подолгу -твердить молитвы. Наконец !' Сережу отдали в церковно-приходскую школу. Оттуда он попал в городское учи-№ лнгце. На одном из снимков, выставленных в музее^ можно увидеть унылое,, казармен-| кое здание с узкими окнами. Это и есть городское училище.

Здесь Сережа Костриков учился до пятнадцати лет. Мальчик проявлял большие L способности и жажду знания. Уржумское ' благотворительное общество отправило его как одного из лучших учеников в Казань,

в механико-техническое училище. Он приехал в этот новый и незнакомый для него город с письмом от одного уржумского мецената. В письме было сказано: «Одевать Сергея Кострнкова по установленной форме, снабжать всеми учебными пособиями и своевременно вносить установленную плату за нравоучение, а также предоставить ему необходимые для учебных занятий удобства». Но это сопроводительное письмо не облегчило судьбу Сережи. Казан екая дама-благотвор! тельница, приютив маль чика .в своем доме,. " местила его в темнол коридоре, на сундук Занимался и чертил по ночам на кухне, гда прислуга заканчява ла свою дневную работ Сережа Костриков бы; жизнерадостным, энергичны блюдательиым юношей. Он достьк?, упорством н как теплым отношением к товарищам. В училище было много произвола, грубости, хамства. Сергей открыто и смело одергивал самодуров, посягавших на достоинство его товарищей. Он делал это с огромной, необычайной для его лет выдержкой и решительностью.

В годы, когда Киров учился в Казани, там нарастал революционный подъем, в особенности среди студенчества. Ученики Казанского технического училища не захо-

' ■ ; /<*' * - •11

1 ■ "ЫШЧ-Л

IS Qf^

ИЩИ ^

стоять в стороне от этого движения. После нескольких протестов против преподавания ненавистного всем «закона божьего» состоялась сходка учеников) а затем уличная демонстрация. Инициаторами этого выступления учащихся были Костриков и его друзья. Его посадили в карцер, грозили выгнать из училища. Тогда учащиеся почти все, единодушно заявили протест на- ; чальству, а потом с пением студенческих песен вышли на улицу. Они остановились перед квартирой директора училища и демонстративно пропели ему «вечную память». Возмущение учащихся было так велико, что администрация была вынуждена оставить Кострикова в училище.

Сохранились письма, написанные Сережей в то время. В Казани был большой завод Крестовникова, снабжавший всю Россию мылом и свечами. Приглядываясь к быту рабочих и нравам заводчиков, Сережа писал своей крестной: «Да, наступает праздник... Но не для всех: например, здесь есть завод Крестовникова (знаете, есть свечи Крестовникова). Здесь рабочие работают день и ночь круглый год без всяких праздников. А спросите вы их: «Зачем вы и в праздники работаете?» Они вам ответят: «Если мы не поработаем хотя один день, то у нас стеарин и сало застынут, и нужно снова будет разогревать, на что понадобится рублей пятьдесят, и семьдесят, и сто». Но скажите: что стоит фабриканту или заводчику лишиться ста рублей? Ведь ровно ничего не стоит. Да, как это подумаешь, так и скажешь: зачем это один блаженствует, ни черта не делает, а другой никакого отдыха не зиает и живет в страшной нужде. Почему это, как вы думаете?»

В 1904 г., окончив Казанское механико-техническое училище, Сергей Миронович уезжает в Томск. Он работает в городской управе чертежником, готовится к поступлению" в Технологический институт.