Техника - молодёжи 1940-02-03, страница 22На охране Смольного. У броневика-- рабочие завода Лесснера. Петроград. 1917 i Парад Всевобуча на Красной площади в Москве. 1919 г. ией страны, так как часто встречается 1редн других портретов Ленина в учрежде-шях, клубах, красных уголках, квартирах рабочих, служащих, колхозников. Мне приходилось и в дальнейшем неоднократно фотографировать Владимира Ильича и его ближайшего соратника — товари-Сталина. Ленин и Сталин придавали большое значение фотографии, однако сами I сниматься не любили. — Историческое значение фотографии ! очень велико, — сказал однажды Ленин. В другой раз он посоветовал мне: i — Делайте меньше снимков отдельных I лиц. Уделяйте больше внимания массам, давайте больше движения, динамики. Товарищ Сталин расспрашивал меня, как j обстоит дело с фотоматериалами и аппаратурой. Тогда отечественного производства | фотопринадлежностей не было, фотографы приобретали бумагу и пластинки путем 1 всяческих ухищрений, переплачивая втридорога спекулянтам и частникам, которые i имели кое-какие запасы. Ленин много раз говорил со мной о воз- j можности производства у нас фотобумаги и создания советского фотоаппарата. Сей- I час это осуществлено в широком масшта- i бе: в Советском Союзе создана передовая фотопромышленность — с заводами, оборудованными по последнему слову техники. Многие тысячи фотолюбителей нашей страны пользуются советскими камерами и снимают на отечественной пленке и пластинках. С большим вниманием просматривал Ленин приносимые мною снимки. Особый интерес проявлял он к снимкам эпизодов Октябрьского вооруженного восстания и фотографиям, сделанным на фронтах гражданской войны. В дни Великой Октябрьской социалистической революции я сделал ряд интересных снимков на улицах Петрограда. В частности, был при боях у Зимнего дворца и заснял его взятие. Сфотографировал также рабочих, охранявших Смольный, леген- 1 дарный крейсер «Аврора» на Неве и т. д. , Любопытна судьба одного из этих сним- . ков. В 1939 г. в Центральном доме Крас-ной армии в Москве была устроена выставка в связи с сорокалетием моей работы в качестве фотокорреспондента. В числе других моих фотографий, выставленных в залах ЦДКА, был снимок, изображающий группу рабочих, которые с винтовками в руках расположились на броневике. Это фото было сделано в Октябрьские дни 1917 г. в Петрограде. Однажды, находясь на выставке, я заметил военного, который с глубочайшим интересом и волнением разглядывал именно J этот скромный снимок. Удивляясь, чт<5 он нашел особенного в этой картине, типичной для революционного Петрограда тех дней, я приблизился к посетителю и тоже стал рассматривать снимок. Военный обер-нулся и, кивая на снимок, неожиданно сказал мне: — Не узнаешь меня? Ведь это я на броневике. — Он указал на парня, который, взобравшись чуть не на самый верх броневой башни, крепко сжимал в руках винтовку.—А это вот мои товарищи... И он назвал фамилии рабочих, которые были на броневике, и сказал, что все они с завода Лесснера. С трудом признал я в стоящем передо мной военном с знаками комкора в петлицах и на рукавах гимнастерки молодого рабочего на фотографии. Поистине знаменательна судьба людей социалистической революции! улчаи^пл, [WMVdrniAUD. lua ^lCWlll na. .'1СИ11Ц И 1 (1.1 НИ lljjn Д<111U.IM ВОЛНЩИН! Первые дни организации Красной армии. Рабочие вступают в красные батальоны. Гор. Валк. 1918 г.
|