Техника - молодёжи 1940-06, страница 20

Техника - молодёжи 1940-06, страница 20

окрестных деревень, доставляли камень и другие материалы к Смоленску.

Кто же такой был Федор Конь и почему именно ему |была поручена столь, ответственная работа?

Мы располагаем весьма скудными, сведениями об атом незаурядном человеке, знаменитом /городовом мастере, одном из замечательных архитекторов XVI века. О нем так же мало известно, как и о знаменитых мастерах Посникр и Барме, построивших храм Василия .Блаженного, об Андрее Чохове, отлившем знаменитую царь-пушку, первом русском печатнике Иване Федорове и о многих других талантливых русских людях — изобретателях, техниках, оружейниках, строителях. Эти замечательные мастера возводили царям и боярам хоромы и дворцы, строили для них церкви и палаты, опоясывали Москву и пограничные города каменными стенами, ковали для знатных особ кольчуги и шлемы, вооружали. войско копьями, мечами, бердышами и секирами' и получали в награду в лучшем случае шубу с боярского плеча или сукна на кафтан, а чаще всего — плети и тюремное сидение в сырых и холодных подвалах.

К числу таких людей относился и Федор Конь. Это он построил в Москве Белый город — каменную стену, опоясывавшую центральную часть столицы по' линии теперешних бульваров. Сооружение Белого города продолжалось с 1584 по 1593 г. Не раз Конь ломал уже возведенные участки стены, чтобы на их месте создать новое, более стройное. и прекрасное сооружение. В

представлении архитектора возникали образы невиданных до тех пор башен, амбразур, тайников, слабое подобие которых он наблюдал при своих скитаниях за границей.

Каким образом Федор Конь попал за границу? Плотницкий, сын Федор Савельев, прозванный Конем за свой большой рост и непомерную силу, вместе с отцом прибыл на заработки в .Москву. Целыми днями махал топором молодой плотник, обтесывая стены и углы деревянных хором, которые строили себе купцы и бояре. Природная сметливость и приобретенная в работе сноровка скоро выделили Коня из массы других плотников.

Немец Штаден, царский опричник, пригласил Коня строить дом. Конь выполнил работу хорошо, но хозяину не-понравилась резьба на воротах. 'Он потребовал сделать дрзгую. Конь не согласился. Слово за слово, зашел спор. 'Вспыльчивый .опричник ударил плотника палкой. Конь не стерпел и ответил Штадену тем же. Опричник 'бросился на Коня с оружием, но силач-плотник обезоружил нападавшего и, озлобившись, избил его до полусмерти.

Коню грозили пытки и смертная каань. Он бежал за границу. В шапке Федора было зашито рекомендательное письмо немца-плотника Иоганна Кле.ро, жившего в Москве, к его сородичам в Страсбурге. Пройдя тысячу мытарств по дороге, Конь добрался наконец до Страсбурга, где с жаром принялся за знакомую ему работу.

■Но за границей был большой спрос не на плотников, а на каменщиков. Там предпочтительнее перед

деревянными строили каменные здания. И Конь меняет профессию: из плотника он становится каменщи-.: ком. Он берет подряды на возведе-, ние каменных построек, переходит в, поисках работы из города в город, из страны в страну.

В Германии, Франции, Бельгии,' Италии — везде, где был Конь, он не только строил, но одновременно с -этим учился, присматривался, как работают иноземные мастера. По ночам он часто сидел с огарком саль-;, ной свечи над путаными, трудными! чертежами, пытливо их изучая.

Итальянский военный инженер Барбарини, наблюдая работу Коня, говорил ему:

— Если вы останетесь в Италии, из вас выйдет .великий инженер и;| архитектор.

Но Федора тянула не Италия, a j далекая, запорошенная снегом дере-; вянная Москва. Ему снились ее кривые тесные улицы, старенькие' покосившиеся церковки, худые баш- : ни крепостной стены, хрустящий,; снег и белью березки. 'И мучительно', хотелось на родину, в Москву, чтобы там, а не в Италии воздвигать] каменные хоромы, красивые церквя! и величественные башни новых кре-j постей.

Ранней весной 1584 .г. Конь, ри-; скуя жизнью, вернулся в Москву.; Он подал царю челобитную. Царь j Иван Грозный в ©то время был близок к смерти. В связи с этим ожидались перемены в управлении госу-;| дарством; опричники теряли былое j свое положение. Вот почему в столь , критический момент царские при-1 дворные не обратили особого вни- j мания на прежнюю вину плотницко-;

20