Техника - молодёжи 1940-06, страница 21

Техника - молодёжи 1940-06, страница 21

'« То сына. Ведь прошло с того времени ни мало, «и много одиннадцать : лег. На челобитной Коня положили «милостивую» резолюцию: «Городовому мастеру Федору сыну Савелье-; ву Коню на Руси жить дозволить, а за побег в чужие земли бить батонами пятьдесят раз».

Федора били батогами и затем посадили в тюрьму.

; Но вскоре его выпустили и в том нее 1584 г. поручили строить крепостную стену московского Белого Города. Спустя девять лет талантливый мастер закончил эту работу, создав изумительное по своему совершенству. крепостное сооружение •Федор Конь был за это обласкай всесильным тогда боярином Борисом Годуновым, в виде особой милости Коня допустили поцеловать край •бархатного кафтана слабоумного царя Федора Ивановича и выдали в награду кусок парчи и меховую шубу ■ I

Успешно справившись о первым крупным заданием, Федор Конь вскоре получает новое: в начале 1596 г. он прибыл для постройки крепостной стены в Смоленск.

' И вот мы видим Федора Коня на •месте грандиозного строительства. Городовой мастер ознакомился с заготовленными материалами, прикинул расчет рабочей силы и засел за планы и чертежи. .Весной. ожидался приезд в .Смоленск самого Годунова, •чтобы в его 'присутствии йачать работы.

Годунов приехал, когда просохли ;дороги. Долго ходил он с боярами 'по старому валу, земляным кольцом

Ее ли вы останетесь в Италии, из вас выйдет великий инженер и архитектор.

опоясывавшему город, расспрашивал, требовал, чтобы Конь доложил ему, как выгоднее в том или ином месте повести стену. Бояре проталкивали тогда вперед к Годунову мастера, и он, высокий, сгорбленный от постоянных работ над чертежами и планами, смело выкладывай свои соображения.

План постройки был утвержден Годуновым, и работы по возведению стены начались. Первоначально на том месте, 1где должна быть стена J вбивались в землю толстые деревянные сваи. На них клали фундамент из тесаных каменных плит. Фундамент выводили на 2 метра над землей и потом уже начинали кирпичную кладку.

Работа шла днем и ночью, не прекращаясь ни осенью, когда лили бесконечные дожди, ни зимой, когда бушевали метели.

Через четыре года Смоленск был опоясан каменной стеной в 14 метров вышиной и 5 метров шириной. Наверху стены по обе ее стороны красиво, как изящная резьба, выделялись каменные зубцы с деревянной крышей над ними. Стены были приспособлены для трехъярусной обороны артиллерийским и ружейным огнем. В них были устроены бойницы ■•— в фундаменте, в самой стене и в зубцах.

Вдоль стены размещалось тридцать восемь башен круглой или четырехугольной формы. Каждая башня представляла опорный пункт для внутренней обороны города и для фланкирования огня. Для выхода в поле в стене было сделано девять ворот: пять в северном направлении (для связи с Москвой), двое — на восток и двое —на юг. 6 западной стене, откуда ожидался противник, ворот не было; Тут были устроены, только узкие калиточки- для пешеходов.

Когда стена была окончена, Борис Годунов, ставший к тому времени царем, горделиво говорил о ней: «Построил я такую красоту неизгла-голенную, что подобной ей нет во всей поднебесной. Одних башен на стене тридцать восемь, и по верху ее свободно поезжай хоть на тройке. Как на сытой, толстой боярыне красовито лежит многоценное ожерелье, прибавляя ей красоты и горделивости, так и Смоленская стена теперь сделалась ожерельем всей Руси православной, драгоценностью— на зависть врагам и на гордость Московского государства».

Французы, вступив а 1812 г. в Смоленок, были изумлены величием и красотой Смоленской крепостной-стены. Они назвали ее «прекрасным творением царя Бориса». Имя ее действительного создателя им не было известно, да мало кто и из коренных обитателей самого Смоленска помнил тогда это славное в рус

ской истории имя. Оно было незаслуженно забыто.

О дальнейшей судьбе Федора Коня осталось мало сведений. Из обрывка одного документа мы знаем, что за «поношение бояр и попов» его «били батогами нещадно». Неуемный городовой мастер не унижался перед боярами них холопами

В России Федора Коня встретили батогами и тюрьмой.

и за это его неоднократно сажали в тюрьму, посылали на покаяние в монастырь. (Вместо покаяния он в монастыре «пил, пел непристойные песни и поносил монахов».

О Коне доложили Годунову. Тот приказал: «Федора Коня смирения ради отправить в Соловецкую обитель». В сырых подвалах этой страшной тюрьмы-монастыря монахи пноили славного мастера несколько лет. В 1605 г. он бежал оттуда и не был пойман. Где и как он окончил дни свои, осталось невыясненным.

В лице Федора Коня Русь потеряла великого мастера, творца первоклассных крепостей, замечательного художника, выдающегося архитектора, вместе с тем она потеряла горячего патриота, целиком и полностью отдавшего себя на служение своей родине.

Плоды творения прославленного городового мастера сохранились до нашего времени. Тысячи людей и сейчас любуются величественной Смоленской стеной — памятником крепостного строительства и архитектуры древней Руси.

21