Техника - молодёжи 1940-10, страница 10

Техника - молодёжи 1940-10, страница 10

бомбардирский галиот, подняв все паруса, пошли в сплошной лед пробиваться к судам. Корпус корабля крошил мелкие льдины. Когда же на пути попадалась большая льдина, с «Думкрата» бросали за борт пушку, втягивая ее затем тросами обратно на корабль. Эту операцию проделывали по нескольку раз, пока льдина не раскалывалась на мелкие куски. После долгих усилий корабли пробились к уносимым судам и задержали их.

На следующий день от Апраксина пришло известие, что запасы продовольствия на исходе, а пополнить их невозможно, так как шведы заранее опустошили весь Выборгский край. Бели провиант не будет доставлен в самые же ближайшие дни, предупреждал Апраксин, войско неминуемо погибнет с голоду, а артиллерия попадет в руки шведов.

За борт судна «Думкрат» моряки русской флотилии бросали ствол пушки, подвешенный на тросе; этот ствол разбивал лед.

К Апраксину немедленно отправили гонца с приказанием осмотреть берег моря и залива и найти подходящее место для разгрузки, но из-за больших льдов гонцу уже не удалось добраться до берега. Тогда Петр, оставив корабельный флот у Березовых островов, пошел с галерами и транспортами пробиваться к Выборгу сквозь льды.

В ночь на 7 мая буря разбросала суда, их снова затерло льдом и понесло на мели. Целую ночь шнявы «Лизет», «Дегас» и «Феникс» под командой Петра боролись со стихией, пробиваясь к транспортам и галерам и выводя их из льдов. Часть судов села на мель, и морякам пришлось на крупной волне, при ветре и льдах разгружать эти суда и стаскивать их в более глубокую воду. Из этой схватки флот вышел победителем: льды раздавили лишь 4 транспорта, но все люди и груз были спасены.

Днем стало спокойнее. Лед хотя и был, но мелкий, разбросанный. Зато появился новый враг — мели. Приходилось часто останавливаться и искать глубокий проход между мелями. К ночи Петр вышел вперед на шлюпке, имея на мачте зажженный фонарь. За ним шли суда. Как только фонарь сползал вниз, суда останавливались,, значит впереди мель. Шлюпка с приспущенным фонарем уходила в сторону, отыскивала глубокое место, фонарь опять подымался на верхушку мачты, и суда следовали за ним.

8 мая флот подошел к Тронзунду, где была установлена русская береговая батарея, стерегущая шведский флот, чтобы не пропустить его к Выборгу. Здесь Петр дал людям четырехчасовый отдых. В отправленном Апраксину письме он излагал остроумный план, как надо осаждающим встретить русский флот, когда

басов. Как только лед тронулся, из Петербурга вышли корабельный и галерный флоты под начальством вице-адмирала Крюйса и контр-ад-мирала Боциса. Флаг «онтр-адмира-m Петра Михайлова развевался на шняве «Лизет»,

29 апреля флот был уже в Кронштадте, и на другой день Петр на шняве «Лизет» в сопровождении шняв «Дегас» и «Феникс» вышел в море посмотреть, можно ли судам пробиться сквозь льды к Выборгу. Разведка эта едва не окончилась плачевно- шнявы затерло льдом и начало относить в море. Лишь с большим трудом удалось морякам добраться до берега у урочища Ку-рома и бросить якорь в шести милях от Березовых островов. Однако медлить было нельзя: если шведский флот придет к (Выборгу раньше русского, Выборга не взять. У Петра не было выбора, и 22 транспорта, груженные артиллерией и боеприпасами, в сопровождении 11 фрегатов и 6 шняв тронулись в путь. За ними галеры и бригантины вели на буксире более сотни груженных провиантом .карбасов. Русский военный *флот вышел в свой первый ледовый поход.

В ночь на 2 мая галеры и провиантские суда отрезало льдом от корабельного флота и понесло в море. Положение было критическим. На собравшемся совете Петр предложил смелый план спасения галер и транспортов: разбивая лед, корабли должны пробиться к уносимым судам и стать на якорь, а судам, сцепившись друг с другом, надлежит тесно связаться с кораблями и держаться так, пока не пронесет лед. Иного способа спасти терпящие бедствие суда не было, и план был принят.

Обладавшие наиболее крепкими корпусами корабль «Думкрат» и

Осада крепости Выборг. (Со старинной гравюры.)

9