Техника - молодёжи 1940-11, страница 12

Техника - молодёжи 1940-11, страница 12

железнодорожный и гужевой. Один мост был разрушен, другой сожжен. Укрепления, созданные Врангелем против Чонгарского полуострова, состояли из пяти линий окопов. Каждой такой линии предшествовала сеть проволочных заграждений. В различных точках разместились орудия и пулеметы, из которых заранее были пристрелены все места возможных переправ. Укрепления начинались у самого берега и уходили в глубину.

Оставался еще третий путь в Крым —i Арабатская стрелка. Это очень узкая полоска земли, длиной почти в 120 километров, отделяющая Сиваш от Азовского моря. Ею также нельзя было воспользоваться. В Азовском море крейсировали суда Врангеля. Они держали Арабатскую стрелку под своим огнем: и легко могли подавить всякую попытку переправы этим путем.

Естественно, что, имея такую мощную , оборону, белогвардейцы чувствовали себя в Крыму вполне уверенно. По общему мнению иностранных военных экспертов. Перекоп был неуязвим. Сподвижник Врангеля генерал Слащев писал: «Армия наша настолько велика, что одной пятой ее состава хватило бы для защиты Крыма. Укрепления Сиваша и Перекопа настолько прочны, что у красного командования ни живой силы, ни технических средств для их преодоления нехватит».

Все эти преимущества противника М. В. Фрунзе оценил в полной мере. Предстояло решить труднейшую, казалось неразрешимую задачу. В сложных условиях выдающийся пролетарский полководец сумел найти правильное и смелое решение. Оно заключалось в том, чтобы сразить Врангеля комбинированным ударом: фланговую атаку через Сиваш поддержать лобовым штурмом на Перекоп.

М. В. Фрунзе решил действовать немедленно, не давая противнику опомниться от недавних поражений. Еще не все было готово к наступлению, еще не прибыла тяжелая артиллерия, но т. Фрунзе знал — время терять нельзя, иначе враг использует передышку, укрепится, и война затянется на зиму. 5 ноября он отдал приказ об общем наступлении.

Навстречу частям, перешедшим Сиваш, Врангель бросил крупные резервы. Его тяжелая артиллерия открыла ураганный огонь по Литовскому полуострову. Но высадившиеся там части 15-й и 52-й дивизий и бригада 51-й дивизии сумели закрепиться на берегу.

Наступило утро 8 ноября. В 10 часов, когда рассеялся туман, артиллерия 51-й дивизии открыла огонь по Турецкому валу. В ответ загрохотали тяжелые орудия Врангеля.

Они создали непроходимую огневую завесу.

В 1 час 30 минут дня две бригады 51-й дивизии ринулись на штурм Турецкого вала. Быстро перебегая от одного рубежа к другому, бойцы приближались к неприступной стене. Белые встретили атакующих яростным огнем артиллерии и пулеметов. Пришлось отойти и окопаться.

В б часов вечера началась вторая атака, но и она успеха не имела. Наступающие вынуждены были залечь перед густой сетью проволочных заграждений, у рва.

Около полуночи т. Фрунзе получил весьма тревожное сообщение: вода в Сиваше прибывает. Части, высадившиеся на Литовском полуострове, могли оказаться отрезанными от тыла.

Тов. Фрунзе приказал начать сооружение прочного вала, который оградил бы сивашский брод от наступающей воды. К работе было тотчас приступлено. Одновременно командующий фронтом бросил новые резервы через Сиваш.

В то же время 51-й дивизии приказано было немедленно атаковать Турецкий вал и во что бы то ни стало взять его.

Наступил решающий момент.

В 2 часа утра 9 ноября по сигналу синей ракеты начался новый штурм.

Прорвав проволочные заграждения, бойцы бросились в ров, пробежали его и стали карабкаться на вал. Над головой свистели пули, кругом рвались снаряды, мины, бомбы. Смельчаков, которым удавалось добраться до вершины, сталкивали оттуда вниз.

Казалось, и эта атака будет отбита. Но нет — неудержимо, волна за волной набегали красные пехотинцы.

Затерянная на пустынном берегу белогвардейская пушка —один из *немых свидетелей» бесславного конца «черного барона».

Вот уже отдельные группы fioij осилив все препятствия, доте вершины и бросаются врукопаи Их встречают штыками офицер батальоны. Ожесточенно де| обе стороны, но все труднее i живать невиданный напор краем бойцов. Врангелевцы дрогну В 3 часа 30 минут утра 9 но: Турецкий вал был взят.

Спустя несколько часов штур вавшие вал части соединились войсками, высадившимися на Лщ ском полуострове. Вместе двинул: они на Юшуньские позиции. Зд разгорелось новое сражение, Бе, гвардейцы собрали все свои рез!| вы, они напрягали последние уа лия, чтобы погасить наступатели! порыв Красной армии. Но тщетаа

В это же время кровопролнтк бои происходили и на другом и правлении — у чонгарских мосга В ночь на 11 ноября 30-я дивизии труднейших условиях, под огни противника, переправилась черезй ваш и с боем стала двигаться в» ред. Бешеным артиллерийским к нем враг пытался остановить чаек 30-й дивизии. Но красные войс несмотря на большие потери,'п рывались сквозь непроходимые № невые завесы, сквозь дебри про» лочных заграждений и шли в ата Отчаянно сопротивляясь, врангея цы сдавали одну позицию за дц-гой.

12 ноября все было кончено, Hj рассвете пали последние Юшуньда' позиции и укрепления против Чоь гара.

Путь в Крым был свободен. % рез очищенный от врага Переком ский перешеек ринулись на юг части Первой Конной армии, преслед! и добивая остатки бегущих бет частей.

В истории гражданской войвн героический штурм Перекопа представляет одну из наиболее блестящих и волнующих страниц. В этой операции с исключительной сило! проявился огромный военный талиг выдающегося, пролетарского полм водца М. В. Фрунзе. Уже тогда,! годы разрухи и голода, плохо во-! оружейная Красная армия показала] всему миру, что «нет таких крепостей, которых большевики не могли] бы взять» (Сталин).

Красная армия свято хранит к множит боевые традиции герое Перекопа. Об этом ярко свидетель ствует штурм другой твердыни, совершенный в наши дни, — разгром неприступной «линии Маннергейма»

Победа над Врангелем означала завершение гражданской войны,

В длительной и, тяжелой кровавой борьбе Советская страна отстояла свою свободу и независимость.

10