Техника - молодёжи 1941-01, страница 58

Техника - молодёжи 1941-01, страница 58

учреждения. Надо было получить также заключения командующих войсками военных округов. Мы называли такие запросы «похоронами по первому разряду». Проходило обыкновенно шесть-восемь месяцев, пока собирались соответствующие комиссии, Пока они в целом ряде заседаний высказывали свое мнение, пока поступали заключения от всех округов.

Артиллерийский комитет, обыкновенно называли «муравейником труда и знаний». Но, повторяю, страшным его бичом являлась крайняя медленность всех работ. Комитет стремился всеми , мерами к тому, чтобы дать русской армии наиболее совершенное оружие, и эту свою задачу выполнял неплохо. Но вместе с тем комитет мало обращал надлежащего внимания на фактор, имеющий в военном деле особенно важное значение, а именно на фактор времени.

Техническая отсталость страны, незначительная сеть военных заводов, малое количество отечественных конструкторов и изобретателей, отсутствие проектно-конст-рукторских бюро всегда были причинами постоянного запаздывания в деле перевооружения русской армии новыми образцами.

Положение накануне первой империали-

Положение накануне первой империали-

стической

войны еще более усложнилось.

ники усил<

:нно готовились к борьбе. Все

ЭТО ОбЯЗЬИ!

1ало учреждения военного мини-

стерства О'

тбросить прежние методы веде-

ния дел и

вложить колоссальную энергию

в разреше

ние всех насущных вопросов.

Командным

верхам царской армии, воспи-

тывавшимс!

1 на культе преклонения перед

создателей

русской военной силы Петром I,

были отли>

шо известны его памятные сло-

ва: «Проме

дление времени' смерти подобно».

Как часто

приходилось слышать на раз-

личных зас

:еданнях эти слова! К ним все,

однако, npi

1выкли,' и они не производили

абсолютно

никакого впечатления, оставаясь,

«Потом трудов своих создал я вас», гла

сила надпи

сь на памятнике Петру I, по-

ставленном перед казармами Преображен-

Великим потом трудов надо было ковать техническую мощь русской армии перед грандиозными событиями, надвигавшимися на Россию.

В ЯПОНИЮ ЗА ОРУЖИЕМ

Колоссальной важности события следовали одно за другим. Немцы уже заняли Люксембург и вступили в пределы Бельгии, начиная свое «захождение правым плечом» на Париж. Между сербами и австрийцами шли ожесточенные схватки. Начались повсюду первые пограничные стычки. Англия наконец открыто объявила Германии и Австро-Венгрии войну. Весь европейский материк пылал в разгоревшемся пожаре империалистической войны. Позднее искры достигли и Азии: на стороне Антанты выступила Япония, став союзником России.

В России с первых же дней войны были закрыты высшие военные учебные заведения: все обучающиеся ушли на фронт. Закрылись и наша Артиллерийская академия и офицерская Стрелковая школа, где мне постоянно приходилось бывать для испытания новых образцов оружия и где я читал лекции офицерам переменного состава. Эти меры объяснялись теми же соображениями о молниеносном окончании войны: нет теперь времени на длительно.? обучение в академиях, как и нет места для различных опытных работ.

Спустя несколько дней после описанного мной заседания в Артиллерийском комитете я был вызван к начальнику нашего управления генералу Кузьмину-Караваеву. Он предложил мне отправиться в Японию для переговоров по снабжению русской армии оружием и патронами, а также для приемки всего того, что будет уступлено России японским правительством. Я посы

лался в качестве специалиста по оружейной и патронной части. Нашу миссию возглавлял заведующий артиллерийскими приемками генерал Гермониус.

Сборы были недолги: мы считали, что Япония быстро отпустит нам некоторое количество оружия из своих запасов. Захватив с собой лишь небольшие чемоданчики, в двадцатых числах августа мы уже Катили в сибирском экспрессе на восток.

Встречные поезда попадались главным образом воинские. По Северной дороге двигались пехотные полки, артиллерия, казачьи части; помню, что шли уже второочередные части, с более долгим сроком мобилизации. Путешествие было довольно скучным; ожидали все время свежих газет и тогда подолгу обсуждали телеграммы о ходе военных действий.

Как мы и предполагали, германцы направили свой главный удар на запад. Россия получила возможность закончить мобилизацию своих сил. Для сосредоточения русских войск этот вопрос имел первостепенное значение: если бы германцы напали в первую очередь на Россию, она должна была бы очистить передовой театр войны и сосредоточить свои армии по линии крепостей во избежание частичных поражений. Скорейшее выяснение главного удара германской армии — на запад или на восток — являлось тогда одной из самых ответственных задач. На организацию соответствующей разведки было обращено колоссальное внимание. И первый орден в ту войну был назначен организатору разведки за исключительно быстрое и исчерпывающее выяснение этого важнейшего вопроса. Это был тот самый офицер с лицом Наполеона, сопровождавший меня в секретные' командировки за границу в 1913 и 1914 годах.

Несмотря на встречные воинские поезда, передвижение наше шло довольно удачно, без всяких остановок и задержек в пути. Мы миновали Урал, быстро пересекли степную полосу Западной ^Сибири с ее безграничными полями, гигантскими реками и мостами, зорко охраняемыми многочисленными патрулями. Далее пошла сибирская тайга — унылая, мрачная, с непроходимыми болотами, с повалившимися или торчащими вверх засохшими деревьями, вздымающими к небу свои искривленные сучья.

Во Владивостоке нас, как громом, поразило известие о разгроме 2-й русской армии генерала Самсонова в Восточной Пруссии. Оно даже затмило собой радостное впечатление от сражения под Гумбиненом, блестяще выигранного русскими.'Мы стали обсуждать причины поражения самсоновской армии.

Мы знали, что немцы применяли в больших масштабах тяжелую артиллерию, производившую на наши необстрелянные части подавляющее моральное впечатление. А у Самсонова ее почти не было! Но главная причина — это слишком ранний переход в

наступление 2-й армии, когда она не была еще полностью готова к боевым действиям. Здесь сказалось стремление русского главного командования во что бы то ни стаяло честно выполнить свои обязательства перед французами и оттянуть на себя германские силы, не сообразуясь со степенью готовности своих армий. Эта цель была достигнута: несколько германских корпусов были сняты с французского фр!онта для переброски на русский. Снятий этих корпусов имело большое влияние на исход генерального сражения на Марне, когда был приостановлен марш немцев к Парижу. Казалось, что и русское командование было вправе ожидать в трудные часы помощи от своих союзников. Увы, как горько нам пришлось в этом разочароваться!

По прибытии во Владивосток мы выехали, не теряя времени, в Японию. Морское сообщение между Владивостоком и японским портом Цуругой поддерживалось как русскими, так и японскими судами. Один раз в неделю отправлялся наш пароход Добровольного флота, а другой раз — японский, «Хазан-Мару». Нам пришлось отправиться на последнем, так как его рейс был первым на очереди.

Пароход был небольшого тоннажа. Ввиду военного времени пассажиров почти не было. КРоме нашей миссии, ехал только японский консул во Владивостоке, считавший своим долгом проводить нас до берегов Японии. Ехала еще кучка русских купцов, подрядчиков, промышленников, направлявшихся в Японию в надежде оживления торговых оборотов во время войны. Это была стая волков, почувствовавшая приближение добычи.

Долго двигался «Хазан-Мару» владивостокским рейдом, пока не вышел в открытое море. Безбрежная даль расстилалась перед нами; несмотря на осеннее время, море было тихое, спокойное; легкие дуновения ветерка вызывали еле заметную рябь на яркой темносиней поверхности воды...

Понемногу надвигалась тьма, взошел месяц, море заблистало серебристыми огнями; картина стала еще более чарующей.

Невеселы, однако, были мои думы.

Какую странную судьбу, думалось мне, имееж русская армия! Постоянный недостаток, постоянные поиски во время войны оружия! Война с Германией давно ожида-лаеь, давно велась соответствующая подготовка, и все-таки через несколько дней после ее объявления явилась необходимость в посылке за 12 тысяч километров особой миссии в поисках оружия!

Ведь у России не было ни одной войны, во время которой царская армия имела бы достаточно вооружения.

Отечественная война 1812 года.,. Массовая потеря оружия во время боев и отступления от Немана в глубь России; кровопролитный бой под Бородиным, в котором выбыла половина русской армии; крайний недостаток ружей для прибывающих пополнений... Оружия неоткуда взять!

Севастополь... Крайний недостаток в русских войсках нарезных ружей. Прибытие в Севастополь стрелкового батальона, вооруженного штуцерами, празднуется как великое событие! Восемьсот штуцеров батальона, а с другой стороны вся английская армия и значительная часть французской, вооруженные более совершенным нарезным оружием...

Русско-турецкая война 1877—1878 годов.,. Еще за семь .лет до этого утверждается винтовка Бердана № 2. Имеется отличный образец для вооружения русской армии, Но к началу войны новые винтовки успели выдать лишь в гвардейский и гренадерский корпуса, а остальная армия идет в бой с устаревшими винтовками Крнка.

Настал 1914 год... Вновь раздались первые" выстрелы на рубежах России, и мне предстоит теперь быть действующим лицом в новой главе очень старой истории, именуемой «В поисках оружия».

(Продолжение следует)