Техника - молодёжи 1941-02, страница 27

Техника - молодёжи 1941-02, страница 27

установлены зенитные батареи, каждая из которых держала под обстрелом свой «квадрат» воздушного пространства. Такие батареи все вместе создавали линию зенитного заградительного огня — так называемую «зеленую линию». Впоследствии эта линия превратилась в окружность, замкнув столицу со всех сторон. Внутри «зеленой линии» были определены зоны истребительной авиации, самолеты которой либо патрулировали в воздухе, ожидая противника в отведенном им районе, либо вылетали по сигналу тревоги.

Разграничивая сферы боевой работы зенитной артиллерии и истребительной авиации, Ашмор пытался не только обеспечить согласованность их действий, но и создать новую тактику противовоздушной обороны. По его мысли, огонь зенитных орудий должен был нарушать строй бомбардировщиков еще на подступах к столице, а истребители после этого нужно бросать в атаку на разрозненные машины.

Управление системой ПВО Лондонского района, совершенствуясь из месяца в месяц, принимает к концу войны следующую организацию. Зенитные и прожекторные установки, аэродромы, береговые и внутренние посты ВНОС — все они связаны с какой-либо из узловых станций. В свою очередь, узловые станции, разбросанные вокруг Лондона в количестве 25 единиц, поддерживают непосредственную связь с Главным постом управления ПВО Лондона. В помещении Главного поста укреплена на столе большая квадратная карта, над которой работают десять отметчиков. Каждый из них связан телефоном с двумя или тремя узловыми станциями.

В момент воздушного налета наблюдательные посты сообщают через каждые полминуты о положении замеченных неприятельских машин в соответствующие узловые станции, где на карту большого масштаба при помощи особых отметок (фишек) наносится курс самолетов. Немедленно эти отметки специальные работники — «глашатаи» — передают на Главный пост управления ПВО в Лондоне, где курс самолета снова наносится на карту, также с помощью фишек.

Все эти операции проделываются очень быстро. С момента сигнала наблюдательного поста до передвижения фишки на карте Главного управления проходит не более полуминуты. Начальник обороны с высоты галлереи смотрит на карту и, следя за передвижением фишек, определяет направление воздушного удара. Система связи позволяет ему включиться в линию отметчиков и разговаривать с любым начальником узловой станции. Кроме того, начальник обороны имеет возможность передать распоряжение на станцию

зенитных батарей, предупреждая о необходимости открыть в том или ином «квадрате» заградительный огонь. Помощник начальника обороны по воздушным силам отдает соответствующие распоряжения командирам эскадрилий, обслуживающих строго определенные зоны.

Уже через полтора месяца после организации управления ПВО Лондонского района германская авиация стала встречать ожесточенное сопротивление. 12 августа девять «Гот», приближаясь к Лондону, заметили английские истребительные самолеты, которые вылетели по сигналу им навстречу. Отказавшись от выполнения задачи, «Готы» повернули обратно.

Дальнейшие события знаменовали собой начало новой фазы воздушной войны. Германская авиация перенесла свои действия на ночь. И опять противовоздушная оборона Лондона была застигнута врасплох. Первые ночные налеты остаются почти совершенно безнаказанными.

Но с течением времени и в этом направлении возрастает и совершенствуется английская противовоздушная оборона. Она привлекает на свою сторону звукометрию и распознает курс германских самолетов по шуму моторов. Улавливают звук и зенитные батареи, открывающие в отведенных им «квадратах» заградительный огонь. Появляются аэростаты заграждения, вынуждающие германских летчиков держаться на большой высоте. Делаются попытки нацеливать на вражеские самолеты ночных истребителей.

Началось ожесточенное соревнование между средствами ПВО и бомбардировочной авиацией. Английская ПВО затруднила действия германской авиации, но вплоть до конца войны так и не сумела парализовать ее работу. Ночь оказалась ценным союзником воздушного нападения...

Нынешняя англо-германская воздушная борьба во второй империалистической войне неизмеримо превосходит все, что было в 1914—1918 годах. О гигантских масштабах теперешних воздушных бомбардировок говорят, например, такие цифры: за всю прошлую войну на Англию было совершено 103 налета дирижаблей и самолетов, сбросивших в общей сложности 260 тонн бомб; а только в одну ночь 10 декабря 1940 года сотни германских самолетов сбросили на Лондон 800 тонн фугасных и зажигательных бомб — в три раза больше, чем за все время войны 1914—1918 годов.

За двадцать лет, отделяющих вторую империалистическую войну от первой, многое изменилось. Гигантски усовершенствовалось авиационное оружие, а следовательно, намного увеличились возможности воздушных налетов. Теперь уже не десятки, а сотни самолетов-бомбардировщиков, объединенных в большие отряды, способны совершать глубокие рейды, удаляясь от своих баз на 1000—1500 километров. Передвигаясь в воздухе со скоростью 450—500 километров в час, они могут подняться до высоты 6—7 тысяч метров. При этом каждая машина несет на себе, помимо экипажа, от 500 до 1500 килограммов бомб. Сверхтяжелый бомбардировщик типа «летающая крепость» в состоянии взять еще больший груз — свыше 2 тысяч килограммов бомб огромной разрушительной силы. Появились также зажигательные бомбы, рождающие при своем разрыве множество очагов пожара. А пикирующие бомбардировщики намного повысили точность попадания в намеченный объект.

Но та же авиация значительно усилила и мощь ПВО. Главное ее оружие — истребительные самолеты, действующие ныне крупными соеди-

Схема противовоздушной обороны Лондона в мировую войну 1914—1918 годов.