Техника - молодёжи 1941-09, страница 40

Техника - молодёжи 1941-09, страница 40

о боек ударника, находившегося на дне трубы. Во время нашего пребывания в Англии фабрикация этих минометов шла уже полным ходом.

Генерал Гермоннус, хорошо знакомый благодаря своим связям в английском министерстве с ведущимися работами, рассказал нам и об изготовлении опытного «сухопутного крейсера». Так назывался в то время танк, это замечательное изобретение английской индустрии, открывшее новую эпоху в развитии военной техники. Предшественником танка был : опытный гусеничный трактор, к которому был приспособлен специальный механизм для резки проволочных заграждений. Через два месяца после объявления войны полковник Свентон предложил проект танка — забронированный гусеничный трактор, вооруженный пулеметом; он мог преодолевать различные препятствия— рвы и окопы. Изготовление опытного образца производилось в морском министерстве по инициативе первого лорда адмиралтейства Черчилля. Нам не удалось осмотреть это важное изобретение, — в то время оно еще не было закончено. Первоначальные испытания танка происходили в феврале 1916 года, я лишь в сентябре того же года первые 50 экземпляров были отправлены во Францию,

Английское министерство решило продемонстрировать перед нами действие огнеметов, которые выбрасывали на расстояние 10—15 метров горящую струю, сжигавшую все, иа что она была направлена. Однако демонстрация оказалась неудачной: несколько человек, обслуживавших огнемет, вследствие преждевременного выпуска струи получили тяжелые ожоги и- почти замертво были увезены с поля испытания.

Нам объяснили устройство новой автоматической винтовки Фаркара-Хилл с магазином на 50 патронов, сконструированной на принципе отвода пороховых газов. Этими автоматами предполагалось вооружить моторные лодки, действующие у побережья. Затем мы ознакомились с новейшими 'образцами ;ружейных гранат, перископов, осветительных пистолетов, ракет и т. п. У «ас прямо глаза разбегались при виде этого изобилия.

АРМИЯ ТЫЛА

Посещая промышленные центры Англии, я присматривался и к жизни тамошнего пролетариата. Мне пришлось побывать и в - рабочих поселках, и в заводских клубах

во время различных собраний ;и празднеств. Здесь я и мог наблюдать воочию ту самую английскую рабочую аристократию, о которой так много писалось и говорилось повсюду.

Я видел уже немолодых солидных мужчин в хорошей и чистой одежде —ладно скроенный пиджак, жилет, тщательно выутюженные брюки. На голове у многих фетровая шляпа, на ногах — добротные ботинки. Конечно, свежая сорочка и галстук. Это — английские квалифицированные рабочие, которым хорошо платит их хозяин и которые сами поэтому «уважают» своего хозяина. Жены и дочери : таких рабочих носили красивые платья и большие шляпы. Сначала я принимал их за небогатых буржуа !и был крайне удивлен, когда мне сказали, что это рабочие. Какой , резкий контраст рредставляли они собой по сравнению с пролетариями царской России, где я привык видеть тогда сплошь бедную одежду и скромные платочки на головах женщин!

Однако большинство английских пролетариев жило В нужде и особенно страдало . от скверных жилищных условий. В промышленных центрах Англии скоплялось огромное количество рабочего населения. Это вызывало острый жилищный кризис. А во время войны, в связи со строительством все новых и новых заводов, он принял еще более тяжелые формы. Однажды я посетил заводской поселок. Наружный вид домов производил довольно хорошее впечатление — небольшие чистые здания. Но совсем иное было внутри. Маленькие тесные комнаты были переполнены жильцами. Сплошь и рядом в такой комнатушке жило по 4—5 человек. Это неизбежно рождало антисанитарные условия — отсутствие должной чистоты и порядка, спертый воздух и, наверное, быстрое распространение болезней.

А в восточной части Лондона мы видели особые кварталы, вернее, целый городок, где ютятся безработные, нищие и рабочая беднота — главным образом неквалифицированные докеры, грузчики, возчики. Эти кварталы производили угнетающее впечатление своей бедностью: узкие, грязные и кривые улочки, низкие старые дома с подслеповатыми окнами.

Борьба рабочих с предпринимателями за предоставление лучших жизненных условий выразилась в образовании «лиг защиты квартирантов».

Когда мы приехали в Англию, между предпринимателями и рабочими был уже установлен так называемый «промышлен

ный мир». Вожди английских профсоюзов (тред-юнионов) заявили, что во время войны они будут всецело поддерживать правительство в его борьбе с Германией. Стачки, так часто возникавшие в 1913 и 1914 годах, стали теперь более редким

Ллойд-Джордж внес в парламент проект закона о работах на военных предприятиях. Основы этого закона были выработаны на совместных заседаниях предпринимателей с вождями тред-юнионов. Рабочие лишались права забастовок. Взамен этого правительство обязывалось вести контроль над размером прибылей заводчиков, ограничив их довоенной нормой. Этот закон должен был внести успокоение в рабочие массы. Он имел в своем основании тот же предупредительный характер, которым всегда отличалось английское социальное законодательство; оно неизменно руководствовалось стремлением не столько облегчить положение труда, сколько предотвратить опасность предъявления рабочими дальнейших, более настойчивых и далеко идущих требований.

Перед английским правительством стоял и другой важный вопрос: как укомплектовать достаточным количеством рабочих вновь построенные и расширенные военные заводы? Так же, как и в России, прежде всего был прекращен призыв квалифицированных рабочих в армию. Затем надо было возвратить уже взятых в войска. Но сделать это было чрезвычайно трудно. Из четверти миллиона рабочих металлообрабатывающей промышленности, ушедших в армию, удалось (вернуть всего около 5 тысяч человек. Выступление Ллойд-Джорджа о всех трудностях, встреченных им при этих хлопотах, происходило во время нашего пребывания в Англии. В газетах была напечатана его речь:' «Мы пытаемся вернуть людей из армии. Это то же, что пробиться через проволочные заграждения без тяжелой артиллерии. Люди, квалифицированные в каком-нибудь одном деле, остаются квалифицированными и в другом. Они являются полезными и в > окопах, и никто не хочет их лишиться. Поэтому каждый военный начальник сопротивляется уходу хороших толковых рабочих...»

Чтобы хоть как-нибудь уменьшить недостаток рабочих рук, пришлось прибегнуть в широких размерах к женскому труду. В Лондоне мы были свидетелями такой демонстрации. Тысячи женщин шли по улицам, сопровождая свою делегацию; она направлялась в министерство военного снаряжения для переговоров об условиях женского труда в предприятиях оборонной промышленности. Как это «и было странным, делегацию возглавляли суфражистки—деятельницы женского движения по борьбе с правительством за избирательные права женщин. Теперь, во время войны с Германией, они шли помогать тому же правительству в деле усиления работ на оборону... На заводах число женщин в это время было огромным. Они составляли добрую четверть всех работающих.

'Война требовала колоссального количества поставляемого на фронт военного снаряжения. Успешная деятельность предприятий зависела в большой степени и от положения рабочих. Все, что мы видели во время пребывания в Англии, и все, что рассказывали нам о мероприятиях военного министерства, показывало, какое огромное значение придавалось тогда рабочему вопросу. Английское правительство прекрасно понимало, что для ведения современной «технической» войны рабочая армия в тылу была Не менее важной, чем армия на фронте.

ПЕРЕД ОТЪЕЗДОМ

Пребывание в Англии, конечно, не обошлось без представления фельдмаршалу Китченеру, занимавшему в то время пост