Техника - молодёжи 1942-01-02, страница 19

Техника - молодёжи 1942-01-02, страница 19

отшибают у них хвосты работающим впитом своих машин. Во всех случаях фашисты были уничтожены, а наши летчики смогли даже благополучно спуститься, оставаясь на борту. Так же удачно окончился подобный таран младшего лейтенанта Лукьянова; точкой удара у него был лишь не хвост, а крыло самолета противника. Такой прием вносит существенно новый элемент в технику тарана. Сбивание противника живой силой самолета всегда сопряжено с риском серьезного повреждения машины атакующего. При «руба-нии» же винтом этот риск сводится к минимуму, так как в этом случае не весь самолет участвует в ударе, а лишь его вращающийся винт. Неизбежная при этом деформация или поломка своего винта отнюдь не угрожает ни целости самолета, ни жизни его экипажа. Воздушный таран, как мощный удар напролом, сильно видоизменяется. Теперь это очень тонкое искусство.

Морской летчик старший лейтенант Митин, отказываясь от сильного удара по противнику, формулирует задачу надежного таранеиия такими словами: «Догнав вплотную, надо подравнять скорости, потом газануть и стукнуть легонько».

На подступах к Москве наши летчики особенно тщательно занялись разработкой техники тарана нового вида — по возможности без удара и стуканья, только «рубкой» противника винтом.

В первой половине августа ночные летчики-истребители Талалихин, Киселев и Еремеев геройски сражают каждый по одному бомбардировщику (два «Хейнкеля-111» и «Юнкерс-88»). Они отважно подбираются под брюхо, под хвост противника и в разных положениях, поскольку позволяет обстановка, рубят вражеские самолеты винтом по хвостовой части фюзеляжа, по оперению, по крылу.

Удачно применил таран винтом лейтенант Михалев. После долгой погони, расстреляв все патроны, бесстрашный летчик настиг противника «в угон» и своим винтом рубанул его по хвосту. Оба самолета немедленно вошли в штопор. Германский самолет «Хеншель-126», оставшись без оперения, вонзился в землю. А советский ястребок, сохранив управляемость, сумел удачно выровняться, несмотря на небольшую высоту и сильную тряску. Таким же приемом был сбит 20 августа германский пикирующий бомбардировщик «Юнкерс-88», которому отрубил хвост лейтенант Власов.

Но как спасти после тарана собственный самолет? Над этой сложной задачей работают самые искусные и отважные летчики.

Младший лейтенант Чватов обрубает винтом хвост фашистскому разведчику; последний, припечатывая землю, горит, а наш герой возвращается на свой аэродром и перед новым вылетом просит лишь о смене ему винта. Под Москвой в ночь на 11 августа виртуоз летного мастерства Катрич вносит еще новый элемент в технику тарана. Умело подобравшись к германскому бомбардировщику сбоку и искусно рубанув по его оперению, он тотчас убрал в моторе газ, чтобы ослабить силу столкновения. Затем он так же ловко и быстро отвернул в сторону. Машина со свастикой врезалась в землю, а краснозвездный сокол благополучно прилетел домой,

/ Я

vaeeS

Преследование неприятельского самолета «в угон», по-ястребиному.

Техника тарана с помощью винта складывается из трех последовательных этапов: первый — подход и выравнивание скоростей, второй — рубанне винтом, третий — отваливание от сраженного противника. Трудно говорить подробно о каждом из этих этапов, так как таран в воздухе — дело новое и теоретически еще почти не изученное. Но даже первый, поверхностный анализ таранных действий в боевой обстановке наших дней приводит к поучительным выводам.

Таран, стихийно примененный двадцать семь лет тому назад русскими летчиками, возродился ныне в Советской стране. Однако в условиях новой техники он получает иной смысл и значение.

За последние десять-двенадцать лет самолеты сильно усовершенствовались. Они могут безотказно маневрировать в воздухе в самых различных положениях и с такими высокими скоростями, горизонтальными и вертикальными, о которых лишь мечтали раньше. Машины весом в несколько тонн вертятся подобно голубям-турманам. Они поднимаются трубой на хвосте, как кречеты, и носятся молнией бреющим полетом, как ястребы. Стальные соколы подняли «высокий верх» до десяти километров от земли, где никогда не бывали еще никакие хищные птицы. Превосход-

Соколиный удар сверху.

ная маневренная способность современных самолетов позволяет летчикам не только хорошо пользоваться огнем бортового вооружения, но дает возможность практически разрабатывать вопрос о регулярном применении тарана без риска для жизни экипажа и целости машины. Только на высокома-невренных самолетах можно подходить в воздухе «впритирку» к противнику, манипулировать при уравненных скоростях и затем молниеносно отваливать в сторону.

Ограниченная грузоподъемность самолетов, особенно истребителей, не позволяет им брать большой комплект боезапасов. А современные воздушные бои бывают иногда достаточно длительными и требуют напряженного огня из многих стволов. Все советские летчики прибегали к тарану лишь после полного израсходования боевых комплектов. Применение тарана в таком случае вполне целесообразно. Этим самым советский летчик расширяет разящие средства нашей авиации.

Только металлическое самолетостроение и применение высококачественных металлов и сплавов позволяет сейчас успешно применять в боевой практике новые таранные приемы. Только высококачественные металлические винты могут успешно рубить по вражеским машинам. Не исключена возможность, что современная технология предоставит в распоряжение авиации и иные специальные средства для верного и надежного таранеиия врага.

Но нужно помнить, что главным элементом в осуществлении воздушного тарана является человек. Смелость и бесстрашие, высокое летное мастерство и непоколебимая реши-мость сразить врага — вот основные условия успешности таранных действий в воздухе. Все эти качества отличают советских летчиков, славных сталинских соколов. Вот почему воздушный таран знает пока только советская авиация.

3 Техника молодежи № 1-2.

17