Техника - молодёжи 1942-09-10, страница 25

Техника - молодёжи 1942-09-10, страница 25

//

ВИНТОВКА

/Л СОБОЛЕВ

Винтовка — ружье с винтовой нарезкой внутри ствола, придающей пуле вращательное движение во время полета. Благодаря вращению винтовочная пуля летит без опрокидывания, неизбежного у круглой пули гладкоствольного ружья. А опрокидывание пули во время полета— главная причина малой меткости и недостаточной дальнобойности оружия.

Впервые нарезные ружья появились в Нюренберге во второй половине XVI века. Ими пользовались в состязаниях по стрельбе в цель. Русское название «вин- ■ товха» известно с давних времен. Оно встречается уже в описях оружия XVII века, в которых нарезные охотничьи ружья назывались «винтовальными».

Придать пуле вращательное движение, заставить ее ввинчиваться в воздух — лучший способ избежать опрокидывания ее* Это знали уже давно. Но изготовление нарезных стволов при технических возможностях того периода, когда заводы ' пользовались только водяными двигателями, было медленным, трудным и дорогостоящим делом.

Кроме того, в прежнее время заряд вводили в ружье с конца дула, а забить пулю в нарезной ствол было гораздо труднее, чем в обыкновенный. Поэтому нарезные ружья в старину в войсках не применялись.

Но нельзя ли, не прибегая к нарезке ствола, а только изменив форму пули, достигнуть правильного полета и избежать опрокидывания ее?

Ружья, стреляющие такими пулями, можно, было бы назвать «винтовками без нарезов».

Первая такая пуля, предназначенная сделать выстрел из гладкоствольного ружья дальнобойным i и метким, была предложена Миллером. Этот изобретатель производил в 1822—1823 годах в Англии опыты стрельбы из гладкоствольного ружья особой, удлиненной пулей, имевшей на ведущей части глубокие, расположенные вкось ребра. При полете вследствие трения о воздух эти ребра придавали пуле вращательное движение.

Такая пуля давала возможность обеспечить кучность стрельбы. Но вращалась она благодаря сопротивлению воздуха, и поэтому дальность полета была не многим большей, чем у обыкновенной пули.

В 1828 году англичанин Ботсвель предложил ряд пуль, устойчивость которых при полете достигалась не вращением, а пере

несением центра тяжести в переднюю, головную часть. У одной из них был хвост из куска проволоки, препятствовавший опрокидыванию при полете. Другая имела яйцевидную форму с конической тыльной частью. Третья была с крылышками на тыльной части, которые при прохождении через ствол служили ведущими ребрами, а при полете играли роль стабилизатора.

Подобные же пули предложил и Виль-кокс в 1859 году ~ круглую, с веревочным хвостом и «пулю-куколку», завернутую в тряпочку, перевязанную ниткой. Эти пули вкладывались в дуло хвостом наружу, чтобы вспышка яе сожгла хвоста. При вылете из ствола они поворачивались головой вперед. Изготовление таких пуль было довольно сложным, и, несмотря на удовлетворительные результаты опытов* они не могли найти применения в армии.

Но вот в 1854 году французский офицер Нейлер предложил пулю особой формы. Она помещалась в стволе с. небольшим зазором, как и простая, круглая. В тыльной части у нее была полость. При выстреле пороховые газы входили в полость тыльной части и расширяли тонкие свинцовые стенки, прижимая их вплотную к стволу. Это препятствовало прорыву газов вокрур пули, а при полете она не опрокидывалась благодаря тяжести головной части.

Пуля Нейлера окончательно вытеснила старинную круглую пулю, которая осталась только в артиллерии, как картечь и шрапнельная пуля.

После Севастопольской кампании вся русская армия была перевооружена нарезными ружьями, получившими официальное название «винтовки»- Раньше же так называли только кавказские и турецкие нарезные ружья, применявшиеся казаками на Кавказе.

В период перехода европейских армий от гладкоствольного ружья к нарезному было испытано ружье и с овальным каналом ствола- Так в средине прошлого века испытывались образцы с эллиптическим каналом /(система Ланкастера и Витворта). Их ствол был как бы скручен по оси на один оборот. Пуля, плотно вложенная с казенной части, при прохождении через ствол приобретала вращательное движение. Для стрельбы из такого ружья можно было употреблять какие угодно пули. Но опыты показали, что изготовление такого ствола очень сложно: малейшая 1 неточность в расточке канала приводила к плохим результатам при стрельбе и даже

разрывам ствола. Подобное ружье было предложено в 1859 году американцем Грином русскому военному министерству, но «осле испытаний оно было отвергнуто.

Идея ружья с овальным закрученным стволом, придающим и без нарезов вращательное движение пуле, более чем за 150 лет до ланкастерских и шггаортовских ружей была высказана русским ученым» академиком Лейтманом. Но, подобно многим русским проектам, предложенным царскому правительству, она так и не была осуществлена.

Так победа оказалась на стороне нарезного ствола. Однако попытки заменить нарезку той или иной формой пули дали ряд ценных наблюдений для выводов о законах движения пули при полете и дальнейшего усовершенствования нарезного оружия. Автоматически расширяющиеся «врезывающиеся в карезы ствола пули Минье и Петерса были, например, усовершенствованием пули Нейлера.

В наши дни гладкоствольное оружие, заряжаемое с дула, возродилось вновь в виде миномета.

Отказ в этом случае от нарезов и заряжания с казны отнюдь нельзя рассматривать как регресс в развитии одной из форм метательного оружия. Миномет прошел свою историю и имел образцы и нарезные и казиозарядные, но эти типы оказались на практике неудобными: нарезы вели за собой утолщение, а следовательно и утяжеление ствола; казнозаряд-ность усложняла систему. При теперешнем уровне техники стало возможным применить, казалось бы, совсем отжившие принципы и достигнуть благодаря им высокой эффективности стрельбы.

Наличие стабилизатора у мины обеспечивает ее правильный полет в воздухе. Большая точность металлообрабатывающих станков позволяет получить минимальный зааор между стенками канала и центрирующим утолщением снаряда, * это свело на-нет свойственное гладкое теином у ■ орудию рассеивание, малую меткость и малук> дальнобойность. Высокое качество современной стали дает возможность делать ствол тонкостенным и легким, нарезы потребовали бы более массивного ствола и привели бы только к его утяжелению, а одшш из коренных свойств миномета, необходимых для того, чтобы повсюду сопровождать пехоту, должна быть легкость и лортативность.

Вот пули, обеспечивавшие точность стрельбы в те дни.„ когда <гвинтовка» еще не имела нарезов* Слева направо: пуля Миллерй; три пули Ботсвеля (1828 г.); пуля Нейслера (1854 гJ; две пули с веревочным хвостом (хвост не позволяет пум кувыркаться и играет роль стабилизатора); пуля «куколка», завернутая в тряпку. \

25