Техника - молодёжи 1943-06, страница 11Автомагический кшюстпардс\цстановл£шмй в/бомбовом люке, снимает весь процесс бомбометания от момента шш бомб с самолета до момента их разрыва на земле♦ Оператор с ручной кашроа\жАй^ю»г {тсположиесиись в кабине стрел кл-радиста, через открытый снимает усе происходящее на земле„ нал: «Огонь!» — торпеда /устремляется фашистскому кораблк^/Хроме \кома*т*1 никто не видит, глу/взрываете)! и тшет Фашистский ъорьбш. Л только тор, прнлыгувшяйг оо своим аппаратов/ кс второму нериолоту, снимает от н^чалД до конца *этот уйодвиг советских мор^-бв. И ЯМ65В» щт С' • J невольно у зрителя возникает вопроса как это вс$ заснято? Как удалось людям а обстановке горячего боя, в то яремя, когда каждый боец ведет огонь по врагу, когда кругом грохочут снаряды, как удалось зафиксировать на кинопленку эта незабываемые события? Иа фронтах отечественной войны работают около 200 кинооператоров. iBce ати люди, получившие специальное образование в к к ноик ста тута х страны, ъ совершенстве владеют здшосъемочиой техникой. В руках у военного ^кооператора современный д^томати^еский аппарат. Это обычно портативная ручная камера «Аймо» или однотипный советский аппарат «КС-4» или *КОб». «Аймо> легко 'Переносить на jp-уках, ш равде, ъ рюкзаке. Камера снабжена тремя объективами, установленными на револьверной оправе. Заменить один объектов другим не труднее, чем ноаср-кугь бирдбая револьвера «Наган», н таким образом можно, не сходя с мест*, заснять несколько резных объектов, находящихся m значительном расстоянии друг от друга. Аппарат очень прост в обращении, 'невзыскателен и вынослив. Он безотказно работает я «ри 74 градусах жары в Иране и при 50-градусном арктическом моро* того, опытному оператору достаточно 25—30 секунд, чтобы сменить кассету. 300—400 метров пленки— вот здпас, который оператор обычно берет с собой в поход. Мы располагаем специальными телеобъективами, позволяющими снимать на очень злеком расстоянии. Для того чтобы заснять несколько метров пленки, кинооператору часто приходите^ сшшу участвовать * бою. Один раз я охаЦлся * положении,' когда невозможно былЬ раздумывать, а пришлось молниеносно тшыгнуть % крохотный окопчик, в котором \же сидели боец и командир. Группа немецких танков нрорвала первую линию иашй обороны п устремилась вдоль шоссеЛПосле того, <как я прыгнул в окоп, раздался первый залп немецких у танков. «Но появление их здесь не было \ неожиданностью лля «аших бойцов, и на VJepery маленькой речонки для фашистов Выл приготовлен «сЬрприз»: наши тян-юи, замаскированные в рустах. -Но пока на немецкие залпы отвечая только противотанковая артиллерия. Н^алеко от моего окопчика, в укрытии, стоша противотанковая шушка, и я, не высовываясь, мог спокойно фотографировать, как\ наши бойцы, увлеченные боем, вели непрерывный огонь зе. Камера приводится в дшшенво заводкой стальной пружиной. Кассета невелика — она вмещает всего 30 метров пленки, и хотя малый заряд неудобен, он «полно окупается легкостью и портативностью кассеты. Да ч кроме но развернувшемся на противоположном берегу немецким танкам. Н^слютря на огонь, заставил себя пр^шздшггься н первый раз «невооруженным глазох< увидел в 500 меграх, на другом» берегу реки,, два немецких танка, которые, отстреливаясь из своих пушек, лавировали среди разрыв* вавшнхея все ближе и ближе наших ска-рядов. В атот момент, как! видно, каждый оператор забывает элементарные правила осторожности. Возможность заснять так бливко появившегося* -противника очень за-^4*анчи&я. Я снимал, как эти танкн мета-разрывов, и только» увесистый кусок ударивший по моей каске, напомнил, чхчг^а^ нахожусь вовсе не в киностудии. Ветер относил в наЪ^^торону столб черного /дыма. На этот раз решился высунуть голову из окопа, а толыЛ)^сто-рожно поднял руки с киноаппаратом, Много жхлагьиЖющих 6о4#ых зпизоддд снято операторами кинохроники с танка. Аппарат находится ш бронаровмшом ящике на одном из бортов центральной части танка. Оператор, сидя шнутри танка* включает аппарат в острые моменты боя. вел его в ту сторону, откуда появился дым, к включил мотор. Через несколько месяцев, уже ,в Москве, я увидел на экране эггот кадр. Мне удаляюсь заснять горящий лемецкий танк. Кстати расскажу о том, как снимают из танка. В танке сидит оператор (он же иногда выполняет обязанности башенного стрелка), заключающий ашарат •» острые моменты боя. Сам аппарат находится снаружи на одном «з бортов танка-, в его центральной части, чтобы аппарат меньше качало. Камера заключена в специальный бронированный ящик — «бокс», предохраняющий ее от попадания пуль -и осколков. Особенно памятны мне дни боев за волжскую твердыню. Во время событий в Сталинграде «группа кинооператоров систематически «ел*,, съемки всего происходящего. Накапливался материал ]для будущего фильма. Кинооператоры были всюду и -в донских степях, в «ксягорых шли бок на истребление наступающих «полчищ, и в Сталинграде, на который ежедневно нем* цы сбрасывали тонны бомб, и «л кораблях ©олжской флотилии, ;и в авиации. Для того чтобы перебраться с левого берега Волги в город, нужно было совершить путешествие на лодке. Это иутеше-стане казалось =мне самым долгим, из -всех, которые я до зтого проделал. Подьеажая на машине к реке, я увидел еще здесь, на левом берегу, -редкие разрывы снаряде» противника. Серая дымка пыли покрывала развалины. Снимать город с этого берега было нельзя, (но <и перебраться гуда немедленно оказалось невозможным, Днем на реке все было мертво. Наши переправы; простреливались немцами, занявшими много командных высот в городе. На Волге шлепались германские мины, и «это являлось достаточным предупреждением для того, чтобы не совершать рискованные прогулки по реке. Но как только наступали сумерки, река ожидала. В темноте грузились лодки к катеры. Каждый снаряд, каждая буханка хлеба доставлялись на руках через Волгу к защитникам Сталинграда. Одна за другой отчаливали лодки от левого берега. Небо озарялось бесчисленными рлкетами, пунктиры трассирующих «пуль прорезали темноту над водой, свист мин казался непрерьшш-м..* Но &ичто не могло остановить зни отважных рыбаков, на своих челнах подвозивших боеприпасы защитникам города, ntf без устали работавших матросов волжской флотилии. И хотя ночью было светло, как днем, но -все же это бшга ночь, « короткие перерывы между вспышками ракет позволяли бесчисленным караванам лодок совершать рсйсы по реке. ■ Место, из которого п Аолэкен был переправиться в город, простреливалось аасеви пшм в каком-то здании немецким пулеметчиком. Стрелять он мог только по одной зоне на нашем берегу; ниже навести ствол своего пулемета ему мешал свой берег. Участок, который им простреливался, необходимо было перебежать быстро. На спине у меня в раяце лежал киноаппарат, а сумка, наполненная кассетами с кинопленкой, была в руках у лодочника, с которым я должен был переправиться. Мы долго стоял if в темноте за деревом. Немцу, как видно, надоело пристальна вглядываться <в пустое место иа противоположном берегу. Выбрав момент, мы вы- // |