Техника - молодёжи 1943-06, страница 10

Техника - молодёжи 1943-06, страница 10

Кинооператор А. КРИЧЕВСКИЙ\ лауреат Сталинской премии

Не делая доложенного круга над аэродромом, а прямо с бреющего полета» как это (принято «а фронтовых «авиатрассах, наш («Дуглас* идет на [посадку.

Мы мчимся по ^живленным московским улицам; мелькают знакомые здания. Наконец машина въезжает во 1двор центральной студии кинохроники. Мы [дома.

Сюда со всех участков огромного -советско-германского фронта прибывает свежая кинохроника — сооытия последних дней, запечатленные на даленкс военными кино-корреспондентами. Здесь день fa ночь монотонно гудят проявочные ;машины. [Тысячи метров кинопленки рукаш опытных специалистов превращаются в осмысленные и правдивые кинодокументы Ъ нашей войне с пемцами.

...В вестибюле оживленно. Здесь неожиданно встречаются товарищи, не видевшие дру*< друга .много (месяцев. За час домену прилетел (с Митрального фронта рператор Ибрагимов. За отличные съемки в Сталин» грще он получил звание лауреата .Сталинской уремии. Операторы Михаил Ошурков и Дмитрий Ръшарев до ^ойны увлекались съемками футбола. Сейчас Ошурков приехал с далекого северного флота н встретил здесь своего друга «черноморца» Ры-марева, (Среди кинооператоров выделяются люди ъ крестьянской одежде» Это аташи боевые товарищи — Михаил Г. и Аслан К-, улетающие сегодня ночью в «партизанские отряды. Девушки ,в белых (халатах ~ монтажницы и ^лаборантки — обступили прибывшего нз госпиталя раненого оператора Каюмова. J

— Что ты привез? спрашивает у меня Каюмов. Он временно лишен возмож

О

я® \

CD-

о

CD

Л -.-^Vj 'h •

о

о

L"--v.

•И-" . V X , ■ • :: - ■ • ■;

..о

ности снимать и завидует здоровым товарищам, имеющим (эту возможность.

— На этот раз я привез небольшой эпизод, мятый в одной нз дивизий авна-дан дальнего действия. Участие в боевых вылетах на бомбежку, несколько бытовых заряковчж из жшнн летчшеоа — чудесных, веселых ребят, каждую ночь совершающих внезапные удары т горойам Германии, по вражеским узлам я иоммунюка-

по фрсит^

эскадрилью набросились три (истребителя врага. Мой *сосед во ртором этаже», стрелок, начал вертеться со своим пулеметом, готовясь • к бтражению i атаки <Мессеришиттов>. Однако стрелять шу не ■пришлось. {Наши истребители вступили # бой, ja бомбардировщики продолжали £ВоЙ путь. {

Внизу проплывали разрушенные и сгоревшие села, поля, перелески. Мы давно уже летели над территорией, занятой врагом. «Вдруг .на доске передо мной зажглась сигнальная лампочка. Это штурман оповещал меня, (Что {мы над целью. Я включил аппарат. На земле, по узкой ленте дороги, с правильными интервалами двигались крохотные коробочки ™ танки. Только у переправы я видел целую кучу рх, ржидаэптих своей очереди для погрузки на баржи. Сюда (и был [направлен яаш удар. Бомбы полетели вниз, я чзадел в визир аппарата разрывы бомб идущих впереди нас самоь летов.

От земли мчались к нам белые полосы. Они возникали далеко «внизу и делались рее ярче и ярче по рере приближения к нашему самолету. Немцы ^усиленно отбивались от наших атак, стреляя трассирующими пулями и снарядами «з хрулнока* либерных тлулеметов pi ренитных орудий. Разрывы снарядов подбрасывали идущий невдалеке от нас /самолет, как игрушку. Внизу, на земле, творилось что-то невообразимое.

Когда самолеты заходили для второй атаки, я лихорадочно перезарядил аппарат. 'Хотелось заснять как можно больше. Я с удовольствием (снимал .десятки серых букетов [разрывов, возникавших в самой гуще немецких танков. Б небо втянулось несколько столбов мерного дыма. И когда самолеты легли на обратный -курс, w em долго снимал это зрелище, свидетельствующее р том, что наш налет был эффективен.

Ни один, даже самый талантливый журналист не в состоянии описать происходящее» не упуская мельчайших под-роб костей, так, как может зафиксировать это событие кииоашарат. Зритель видит, и не только видит, но (и ^чувствует и переживает, как бы стоя рядом с бойцами по колено в грязи в сыром окопе, нею непередаваемую атмосферу боя. грохот разрывающихся снарядов, шлепанье вражеских мин на бруствере qKona. i

Вот «ы переноситесь на подводную лодку. Четко работает .команда. Подводная лодка, погрузившись, идет под перископом. Появляются фашистские транспорты. Командир ведет наблюдение & перископ для того, ,чтобы is «ужный момент о «$ швдел!), «а нашу отдать команду о выпуске торпеды. Сиг-

цилм, — вот итог моей работы» заключенный в двух коробках драгоценной плевки.

Я находился .в эскадрилье Касьяна Ковальчука, беззаветно .«храброго командира, которого обожают все летчики. Поселился «я там !со реем своим имуществом и стал ждать подходящего случая для съемки. Случай вскоре представился.

Эскадрилья получила (задание: вылететь длй бомбового удара по танковым колонкам противника, (подходившим к одной переправе. Я укрепил в бомбовом люке самолета большой и довольно тяжелый автоматический киноаппарат. Он был установлен «од таким углом, 'чтобы можно было заснять ®есь «процесс бомбометания — от момента отрыва бомб с самолета до момента их разрыва иа земле. Аппарат приводился <в движение алектромоторчи* ком, включенным в общую сеть рамолета. Кнопка включателя ]была приделана в кабине штурмана. рядом с ручкой бомбосбрасывателя. и штурман обещал, что он, перед ?гем |как начнет сбрасывать бомбы, Судет включать киноаппарат. (Сам «же я взял с собой ручную камеру «Аймо», сунул да карман три кассеты с пленкой, гранату, плитку дяоколада, (вскарабкался в кабину (стрелка-радиста и, /усевшись р ногах! у него, скорчился юа своем парашюте. Передо мной был открытый люк, через который можно [было снимать все происхо* дящее на земле. Обычно в этот люк высовывается ствол пулемета, защищающего самолет от нападения в нижнем секторе обстрела-, но сейчас, ради того, «чтобы предоставить оператору .возможность произвести съемку, (пришлось (несколько поступиться безопасностью самолета,

Эскадрилья взлетела точно в назначенное (время. До пути к нам пристроился экспорт истребителей.

.„Моя <поза казалась мне чрезвычайно удобней, но когда стрелок вдруг начал гегься на (моей спине и бесцеремонно топа^ьменя рогами, (я очень пожалел, что не аыЙрад более удобного |места для съемки. КЬ^ потом выяснилось (ведь я,

кроме земли

*Омш>!* кричит коли )ной лодки. Торпеда устремляется к врагу. В это

время кинооператор, , ко второму перископу, снимает, как взрывается и

^фашистский корабль,

ю