Техника - молодёжи 1943-09, страница 14

Техника - молодёжи 1943-09, страница 14

табельных пароходах по неспокойному в этих краях морю, и каждая поездка приближала к окончанию его работу. Кто мог догадаться, насколько воинственным может быть скрип пера в пароходном салоне!.. А ведь Алексей Николаевич занимался тем, что составлял по своим формулам таблицы траекторий снарядов. Подобные таблицы поступают на вооружение флота вместе с орудиями.

От математики Крылов взял ее строгую логичность, точную последовательность ее предпосылок и выводов. От себя он внес в нее любовь к родине, к морю.

Крыловская математика всегда жизненна и практична.

Он говорит:

— Многие полагают, что чем вывод формул сложнее, тем большего доверия они заслуживают, а вместе с тем упускают из виду те грубые положения и допущения, которые формулой воспроизводятся. Из лебеды нельзя получить пшеничной муки, как ее не перемалывать...

Он написал для инженеров, техников и студенческой молодежи большой курс «Приближенные вычисления». В нем он показывает, как применять современные сложные способы вычисления, чтобы не выйти за пределы здравого смысла.

При вычислениях всякого рода здравый смысл кончается там, где отличный математический аппарат начинает работать вхолостую, перерабатывая числа, за. которыми нет никакого реального содержания. Нужно ли. например, для практических целей вычислять какую-либо величину с точностью до седьмого знака, если мы ее измерить вообще можем только до пятого? Не так ли это бессмысленно, как на вопрос: какое расстояние от Москвы до Ленинграда?—ответить: «650 километров 4 метра 35 сантиметров и 5 миллиметров». Все эти сантиметры нелепы, потому что никто с точностью до метра не знает, где проходит городская черта. Алексей Николаевич на многих более сложных и серьезных примерах учит, как сберечь время и силы, обходясь только той точностью вычислений, которая действительно нужна в работе.

Всегда проверяя число мерой, крыловская математика сама ходит за опытом, если его нет в готовом виде и речь идет о неизвестных еще законах сущего.

Построив рычажный прибор для измерений удлинения любого участка судовой связи, под действием тех или иных сил, например, во время качки, Крылов ухо

дит испытывать этот прибор в плавание на крейсере «Аскольд» до Алжира. В Тулоне он садится на «Баян», чтобы измерить вибрация, которые обнаружились при первом заводском его испытании, и т. д. и т. п. Математик становится мореходом.

Но остается математиком! На «Баяне» Крылов тщательно знакомится с конструкцией корпуса, подразделением его трюма на отсеки и подсчитывает, что может произойти, если в борту судна образуется пробоина. Эти подсчеты способности «Баяна» сопротивляться затоплению после получения пробоины были одной из проверок новой теории живучести корабля, разработанной Крыловым. По этой теории можно было значительно повысить непотопляемость судов. Непотопляемость — это свойство выдерживать как можно больше повреждений, продолжая оставаться на плаву и сохраняя боеспособность. Это первое и основное качество боевого корабля. Стремясь обеспечить эту непотопляемость, кораблестроители до Крылова увеличивали число водонепроницаемых отделений и мощность водоотливной системы. На самом деле все это было ни к чему. Какая водоотливная система может бороться с пробоиной в 1—2 квадратных метра, через которую хлещет морская вода? А пробоина от мины может иметь площадь вдва-три десятка метров..-.

Стараясь усилить практически бесполезную систему водооткачки, инженеры не задумывались над главным: как бороться с креном, полученным от повреждения, как спасти корабль от пеоевертывания? В начале этого века, когда Крылов впервые выступил со своей теорией, ни на «Баяне», ни на каком-либо другом судне ничего» не было сделано для быстрого затопления отсеков, а это единственный путь к спасению корабля. Казалось бы, странный путь к спасению: затоплять, вместо того чтобы откачивать. Оказывается, затопляя неповрежденные отсеки в противовес поврежденным, можно выровнять, спрямить корабль. А равномерно погружаясь, он может жить очень долго, выдержать очень много пробоин. Найти нужный «противовес» в бою, когда время жизни поврежденного корабля исчисляется минутами, конечно, не так просто.

Крылов поставил опыты с затоплением неповрежденных отсеков по своей системе над моделью броненосца «Петропавловск». И здесь полностью подтвердилась правота его идей. Верный своей привычке к завершению задуманного, Крылов составил осо

бые таблицы, позволявшие в боевых условиях определить, как надо действовать в случае образования крена, чтобы избежать переворачивания корабля. Эта работа имела громадные последствия для флота. Судьба ее была, однако, очень драматична.

Все, что предлагал Крылов, противоречило кораблестроительной рутине того времени. Взгляды Крылова встретили поэтому большое сопротивление. Не изменила положения гибель русского броненосца «Ган-гут» и английского «Виктория». Налетев на камень, «Гангут» получил по существу ничтожную пробоину. Крен его составлял всего 10—12!°. Но его так неуклюже « нелепо «спрямляли», что после семи часов возни над ним ок опрокинулся неповрежденным бортом кверху и затонул. Для того, чтобы теорию Крылова приняли как руководство при постройке судов, надо было, чтобы во время боя при Цусиме несколько броненосцев царского флота опрокинулись и проплавали несколько часов килем вверх, пока не пошли на дно...

«Таблицы непотопляемости» Крылова давно приняты на всех кораблях нашего флота. Подобные таблицы англичане стали вводить у себя только с 1926 года.

Теория «непотопляемости», исследование вибраций и качки, изобретение «отметчика» для -наводки при артиллерийской стрельбе, «приближенные вычисления», изучение причины гибели дирижаблей, колебаний орудийного ствола., — ведь это только маленькая часть работ Алексея Николаевича! Где же предел разнообразия его интересов и устремлений?

— Морское дело есть дело живое,— говорит Алексей Николаевич Крылов, объясняя постоянно появление «внеплановых» работ.

Конечно, потребности флота безграничны, жизнь морских кораблей, портов, верфей богата и новинками и загадками. Одни нужно оценить, другие разрешить. Но чт<»-бы различить главное,— а именно за что всегда берется Крылов, чтобы прилги на помощь в самый нужный момент,— надо иметь в науке высокий рост и видеть далеко. У крыловгкой математики шиэокнй кругозор.

Наша родина умеет дорожить своими лучшими людьми. Об этом говорит всенародное признание славы и честя крупнейшего кораблестроителя и математикз Алексея Николаевича Крылова, в день своего 80-летия получившего в знак этого признания высшее в СССР почетное звание — Героя социалистического труда.

ПНЕВМАТИЧЕСКИЙ УГЛЕПОГРУЗЧИК

Легкий нажим руки на рукоятку крана... Раздается шипение вырвавшегося наружу воздуха, и металлическая стрела подъемника плавно опускается с борта паровозного тендера к земле.

У земли стрела встречает нагруженную углем бадью и зацепляет ее коромыслом. Опять нажим руки на рукоятку (теперь в обратную сторону). Снова шипит воздух, н подъемник, словно большая черная птица, плавно и осторожно поднимает свою шею кверху, бережно неся нагруженную доверху бадью.

В один час подъемный кран может погрузить на тендер паровоза 8 тонн угля. Если иметь две бадьи и разгружать одну, пока вторая нагружается, можно несколько увеличить производительность крана.

Погрузка допускается с любой высоты, а также с любой стороны паровоза, так как стрела подъемника поворачивается на 360 гоадусов.

Подъемник приводится в движение сжатым воздухом. Воздух под давлением в 6—7 атмосфер подается в цилиндр к поршню по шлангу из воздушной магистрали этого же паровоза.

14