Техника - молодёжи 1943-09, страница 4

Техника - молодёжи 1943-09, страница 4

дачи сыграло осуществление гениального сталинского плана создания новой угольно-металлургической базы на востоке страны. Урало-Кузнецкий комбинат, соединивший кузнецкий коксующийся уголь с уральской железной рудой, сотни новых промышленных предприятий, созданных на Урале, в Сибири и в Казахстане, явились становым хребтом нашей обороны.

Так в результате сталинской индустриализации складывалась наша военная мощь, я оценке которой жестоко просчитались жалкие политики из немецко-фашистского лагеря.

Таким образом Советский Союз получил возможность в случае военного нападения опираться не только на промышленность юга и центра России, но и на мощную индустрию, созданную на востоке.

Но возможность это еще недействительность. Внезапное нападение Германии ка нашу родину принесло немцам временные военные успехи и поставило под угрозу промышленность юга и центра страны. В этих тяжелых условиях советскому народу надо было превратить потенциальные военные возможности в реальную силу.

Поднимая нашу страну на великую войну всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков, товарищ Сталин в своем выступлении 3 июля 1941 года говорил:

«Мы должны укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам этого дела всю свою работу, обеспечить усиленную работу всех предприятий, производить больше винтовок, пулеметоз, орудий, патронов, снарядов, самолетов...

...Все ценное имущество, в том числе цветные металла, хлеб и горючее, которое не может быть вывезено, должно безусловно уничтожаться».

Эти сталинские слова звали советских людей на борьбу за фактор времени, за то, чтобы это время служило нам, а не фашистским захватчика^, чтобы в предельно сжатые сроки превратить наши возможности в реальную силу.

Эти сталинские слова нацеливали советских людей на совершение грандиозного стратегического маневра, ранее неизвестного истории. Этот сталинский маневр состоял в том, чтвбы вывести из-под удара врага промышленность юга, запада и центра страны, перебазировать ее на новое место, то есть свернуть производство в угрожаемых районах и снова развернуть его в глубоком тылу,

Так сталинская стратегия в невыгодных условиях начального периода войны решала очень сложную и важную для обороны задачу: развернуть на полный ход новую промышленность, созданную на востоке, и одновременно произвести перебазировку промышленности из угрожаемых районов и заставить ее служить военным целям на новом месте.

И эта гигантская задача была решена. Невиданный в прежних войнах стратегический маневр — перебазирование промышленности — дал впоследствии свои блестящие результаты.

Организуя нападение на Советский Союз, немцы рассчитывали нанести нам смертельный удар, прежде чем мы успеем развернуть свою армию и мобилизовать промышленность. Воюя в Западной Европе, они выработали свои законы войны. Закономерным было д4я них, например, то, что после вторжения германских войск в глубину неприятельской территории, военные возможности неприятеля должны быть полностью уничтожены.

Гитлеровцы рассчитывали, что, внезапно напав на Советский Союз, они захватят нашу промышленность, лишат советский народ возможности сопротивляться, заставят Красную Армию капитулировать. Так

4

было в Польше, во Франции, так, по мысли фашистов, должно было случиться и в войне против Советского Союза.

Однако в первые же недели отечественной войны Советского Союза иемецхая стратегия «войны быстрого решения» потерпела серьезную неудачу. Несмотря на то, что немцы довольно быстро продвигались в глубь нашей территории, война не только не приближалась к концу, а, наоборот, все более разгоралась. Красная Армия не только не капитулировала, а, наоборот, с каждым днем усиливала свое сопротивление и, несмотря на недостаток боевого опыта и преимущество немцев в технике, наносила гитлеровской кадровой армии ощутительные удары.

Перемалывая и обескровливая врага, Красная Армия превращала немецкий авантюрный «блицкриг» в серьезную затяжную" войну.

В жестоких оборонительных беях Красная Армия добывала советскому народу драгоценное время, а наша страна, следуя призыву своего вождя, развернула гигантскую, работу по перестройке всего мирного уклада жизни на военный лад.

Формировались дивизии народного ополчения, в армию вливались новые мобилизационные контингент, промышленность — от гигантов советской индустрии до кустарных мастерских •— переходила на изготовление продукции для фронта.

Будущие историки по достоинству оценят борьбу советского народа за фактор времени. В истории человечества они не найдут примера более самоотверженной и гигантской организационной работы, какую проделали советские люди, перестраивая все народное хозяйство на военный лад. К этому звал товарищ Сталин. Из его книги «О Великой Отечественной войне Советского Союза* мы видим, как советский тыл шаг за шагом выполнял приказ вождя.

Переход промышленности от одного вида изделия к другому, от производства мирной продукции к военной—это уже само по себе является задачей исключительно сложной. Каким бы военным потенциалом ни обладал любой завод, ломка технологии, новая организация производства неизбежна оо врем® крутого перехода предприятия на военное производство. Этот процесс требует времени, высокого технического' мастерства, изобретательности и большого организационного и творческого напряжения,

Чтобы представить себе трудности перестройки промышленности на военный лад, сошлемся на один пример из истории нашей родины.

К концу четвертого года первой пятилетки программа производства по тяжелой промышленности, рассчитанная на пять лет, была выполнена на 108 процентов.

Называя эту цифру, товарищ Сталин в своем докладе об нтог1х первой пятилетки указал, что «.„мы недовыполнили, общую программу пятилетки на 6%. Но это объясняется тем, что, «виду отказа соседних стран подписать с нами пакты о ненападении и осложнений на, Дальнем Востоке, нам пришлось наскоро переключить ряд заводов в целях усиления обороны на производство современных орудий обороны. Ну, а переключение это, ввиду необходимости пройти некий подготовительный период, привело к тому, что заводы эти прекратили производство продукции в продолжение четырех месяцев...»

Следовательно, связанный с переходом на производство военной продукции подготовительный период неизбежен. Наша промышленность должна была пойти на эту естественную потерю времени с перзых же дней отечественной войны.

О том, что это означает в масштабе завода, можно составить себе представление,

если сослаться на опыт одного предприятия.

Десятилетиями это предприятие выпускало орудия мирного труда. Для их производства были приспособлены здания це- , хов к подобрано специальное оборудован только началась война, нужно было остановить завод на полном ходу и решить множество технических вопросов: приспособить оборудование, создать совершенно новый технологический процесс, приготовить специальный инструмент, оборудовать новые сборочные площадки к новые механические цехи.

Завод был остановлен, и с этого момента началось то, что стало всеобщим явле- v. нием для многомиллионной армии работников советского тыла.

«Мы должны немедленно перестроить всю нашу работу на военный лад, всё подчинив интересам фронта и задачам организации разгрома врага». Эти сталинские слова заключали в себе одно из решающих условий победы над врагом, И оии стали лозунгом дня, они двигали коллективы промышленных предприятий, рабочих и инженеров, изобретателей и командиров производства на беспримерные подвиги в труде и творчестве.

Советский тыл яростно и неукротимо |ff боролся за фактор времени, за всемерное сокращение сроков освоения военного производства. И то, что до войны казалось невозможным или требовало для практического решения многих месяцев, а нередко и годов, во время войны воплощалось в жизнь в течение двух-трех месяцев и даже недель.

Завод, о котором шла речь выше, был остановлен. Но в его цехах, в конструкторских отделах шла напряженнейшая работа. Сотни специалистов готовили чертежи нового боевого изделия. Работа велась круглыми сутками. Когда чертежи поступили к технологам, те установили, что механическое оборудование не подходит для об- Щ работки нового изделия. Кроме того, новая технология требовала множества токарных станков. Было подсчитано, что если со- 11 брать токарные станки со всего завода, то J все равно нехватит примерно половины оборудования.

Что делать? Заказывать новое оборудо-вание, ждать прибытия станков? Но фронт j не ждет, ему нужна боевая продукция. J чтобы остановить немецкие полчища, чер- | ной тучей нависшие над нашей родиной. t

И тогда технологи, конструкторы и другие специалисты взялись своими силам» решить сложную задачу создания H0B0i | технологии на базе имеющегося оборудо- J ваиия. Они искали, экспериментировали, v§\ изобретали. В производственный процесс | были включены карусельные, расточные, I сверлильные станки. Для этого заводские : рационализаторы видоизменяли конструк- | ции отдельных механизмов станков, приду- 1 мывали особые приспособления. В конечном J счете на заводе было создано совершенно | новое оборудование. Параллельно шла на- ;<f пряженная работа по оборудованию нового сборочного цеха. В кузнице паровые улар- I ные молоты, пригодные лишь для свобод-ной ковки, приспособили для горячей штамповки деталей.

В короткий срок завод преобразился. Люди этого завода сами создали технологию производства важнейшего вида боевой Щ продукции и обеспечили ее выпуск, не получив со стороны ни одного станка. . К исходу третьего месяца отечественной войны новая продукция уже начала поступать на. вооружение Красной Армии.

То, что происходило на этом заводе,— превращение военного потенциала в реальную боевую силу,— было характерно для всей промышленности, перестраивавшейся на военный лад.

Советские люди обгоняли время, максимально сокращали сроки, необходимые для переналаживания производства, и вместе с тем вели гигантскую работу по перебази