Техника - молодёжи 1944-02-03, страница 32

Техника - молодёжи 1944-02-03, страница 32

БИБЛИОГРАФИЯ

Книга академика М. А. Павлова * — не просто автобиография; это — содержательный живой рассказ о технике и людях металлургии.

«Когда врачи спрашивают меня, какие болезни перенес я в детстве, — говорит Павлов, — я отвечаю, что не имею об этом никакого представления: в тех местах, где я рос, не было врачей, там некому было ставить диагнозы...» «У меня нет «и одной фотографической карточки, где я был бы снят мальчиком, нет фотография бабки, деда и матери: в тех местах, где я рос, не было фотографов».

Родился М. А. Павлов на далекой персидской границе, в глуши Ленкоранского уезда.

Замечательна тяга к знанию мальчика, выросшего в таких условиях. Сын донского казака, юный Павлов, перебиваясь частными уроками, преодолевая природный недостаток—-слабое зрение, упорно добивается образования.

Бакинское реальное училище, горный институт в Петербурге — это страницы суровой борьбы за знания. Горный институт, куда поступил Павлов, был в то время единственным в России высшим техническим училищем по горному делу и металлургии. М. А. Павлов увлекательно рассказывает о быте и нравах этого учреждения, о методике преподавания, о профессорах и товарищах-студентах. Основным пособием для преподавателей были в то время иностранные источники. Собственный опыт, уже накопленный отечественной металлургией, не изучался и не обобщался. Великий Чернов был ие известен нашей литературе. Только «из французской энциклопедии я узнал о .работах выдающегося русского металлурга Г» восклицает Павлов.

Пренебрежение своим национальным и раболепие перед иностранным было характерно для правителей» тогдашней России. В стране, где основные должности на металлургический заводах занимали иностранцы, окончивший русский горный институт инженер Павлов несколько месяцев добивался устройства на работу, (пока, не получил места в захолустье —■ на Омутнин-ских заводах Вятской губернии.

Маленькие доменные лечи устарелого профиля, передел чугуна на железо в от

1 Павлов М. А., Воспоминания металлурга. Изд. Металлургиздата, 1943 г.

живших уже пудлинговых печах, где оно получалось в виде тестообразной массы,— вот техника старого Урала 80-х годов. В руководстве даже казенными заводами процветает взяточничество и устройство дел по принципу личных и семейных связей.

В этой обстановке честный и прямой по природе М. А. Павлов с трудом делает свою карьеру инженера.

Все, что ни поручается Павлову, оя выполняет с полным- знанием дела как инженер и пытливый исследователь.

Помимо руководства ходом доменной плавки, металлургу Павлову пришлось рассчитывать различные механизмы, проектировать не только доменные, но « пудлинговые печи, лично производить химический анализ продуктов доменного производства.

Любознательность, стремление овладевать новым и познавать неизученное — эти качества в характере Михаилу Александровича накладывают -свой отпечаток на его жизненный путь. Молодой металлург переезжает с одного завода на другой.

Вместе с автором читатель совершает увлекательную экскурсию по заводам Урала, юга, попадает в Швецию и Америку, куда М. А. Павлов .получил командировку для изучения1 выплавки доменного чугуна на антраците. Знакомство с передовой американской техникой делает инженера Павлова горячим Сторонником американских доменных печей. Их конструкции он стремится внедрить иа отечественных заводах н пропагандирует в своих классических ученых трудах. Но эта позиция М. А. Павлова прогрессивна и принципиально отлична, от позиции тех «деятелей», которые в преклонении перед заграничным насадили, особенно иа заводах юга, иностранных, очень часто безграмотных «специалистов», которые в очень большой степени заботились о том, чтобы ие допустить проникновения в русскую металлургию новой зарубежной техники.

Точка зрения Павлова, «пропагандирующего передовую американскую технику, исходила из простого положения: американская доменная печь давала 500— 600 тонн чугуна в сутки, а уральские устарелые «самовары» всего 20—30 тонн. Лучшие доменные печи юга России, работающие на коксе, давали тогда (90-е годы) тоже не более ГО0 тонн литейного чугуна в сутки.

Кроме того, ^американские печи,, снабженные механизированными- устройствами для загрузки сырых материалов (шихты) в печь, облегчали работу и делал» ненужным тяжелый труд каталей.

Главным недостатком доменного производства России конца XIX века были неправильные профили доменных печей,

имевших слишком узкий горн и широкий распар.

М. А. Павлов еще до отъезда за границу изменил на Климковском заводе соотношение размеров доменной печи, что дало увеличение ее производительности, вдвое: с 10 до 20 тонн чугуна в сутки.

Помимо неправильного профиля, низкая производительность доменных печей в России обусловливалась низким нагревом дутья й малым количеством воздуха, по-даваемым через фурмы в печь. Процесс восстановления руды и образования чугуна шел очень медленно. В американских печах, где процесс велся интенсивнее, свеже-засыпанные слои шихты опускались в горн значительно быстрее. Шихта находилась в американской печи всего 12 часов, а у нас целые сутки.

После приезда из Америки М. А. Павлов, изменив только условия дутья, повысил производительность доменной# печи на Сулинском заводе с 16 до 60 тонн чугуна в сутки.

Мечты Павлова, его стремление дать нашей металлургии совершенные печи новой конструкции — все это наиболее полно было претворено в практику уже при советской власти.

Комсомольская доменная печь № б Магнитогорского завода производительностью 1 500 тонн чугуна в сутки, построенная во время- войны, является ие только триумфом советской техники, но и венцом творчества академика Михаила Александровича Павлова.

1900 год — переломный год в жизни М. А. Павлову.

Он покидает завод и переходит на педагогическую и научную работу в только что открывшееся Екатеринославское высшее горное училище. Здесь, будучи про* фессором металлургии, чугуна и. стали, он пишет и, частично на собственные деньги, издает свои классические работы по конструкции металлургических печей и ведению доменного процесса.

Доменная печь, представляющая собой закрытый агрегат, всегда была мало доступна исследователям; физико-химические процессы, происходящие в печи, сами специалисты считали «темным делом».

Работы академика Павлова внесли ясность в ход этих процессов и дали возможность овладеть искусством управления хода доменной печи.

М. А. Павлов по существу первый дал строго научное обоснование теории доменного процесса и этим поставил свое имя в ряд с величайшими учеными — основоположниками теории металлургии.

«Воспоминания металлурга» наггасаны просто и увлекательно. Эту полезную книгу с интересом прочтут читатели нашего журнала.

вела к тому, что завод от кустарной примитивной техники перешел к самым совершенным технологическим процессам; она поставила завод вровень с лучшими автомобильными! предприятиями мира.

Был создан автомобильный гигант—-самый крупный) в мире завод по производству грузовых автомобилей.

Однако на этом, наша страна, руководимая гением* Сталжа», не остановилась.

На заводе была проведена вторая, еще более грандиозная реконструкция. Р$*цом с американскими станками ® .новых,- пролетах и цехах встали бесчисленные детища советского станкостроения: «Пионеры», «Комсомольцы», «Дзержинцы», «Кировцы»,

■ ш иа—

И когда- вся «аша страна поднялась т борьбу против немецки* захватчиков, автогигант — завод имени Сталина — превратился в крепость обороны-

ОТВЕТ ДИПЛОМАТУ

В самом начале войны 'ЗИС посетила груша дипломатов различных стран, После осмотра» нескольких цехов, когда стало ясв9, что> даплюматы выбьются юз сил, не осмотрев и десятой части автогиганта, директор заво-да Лихачев, как любезный хозяин, пригласил гостей сесть в автобус, и дальнейший осмотр завода производился уже «на автомобильном ходу».

Копа автобус проезжал мимо особенно

большого цеха, один дипломат спросил:

— Что делает этот цех?

— Различные детали, — вежливо ответил директор завода.

— А что может делать этот цех? — спросил другой дипломат, когда автобус подъехал к огромному новому корпусу*

— Все, что прикажет партия и правительство,— ответил директор завода*

О том, что даректор сказаде правду, можно судить* по тому, что автомобильному заводу имени Сталина, многократному победителю во всесоюзном социалистическом соревновании, уже яе .раз присуждалось переходящее красное знамя1 Государственного комитета обороны.