Техника - молодёжи 1945-10-11, страница 32

Техника - молодёжи 1945-10-11, страница 32

нии. А под самое дно оврага, острым пиком выходил водоносный слой, пропитанный соленой водой. Он прекрасно проводит электрический ток. В этот пик ударяла молния, выбирая легчайший путь.

Оказалось, что нечего было волноваться. Молния и тут поступала но правилам. Она била в> подземную колокольню.

Сто девяносто лет назад русский академик Рихман провел от громоотвода провод себе в комнату и стал извлекать из него искры.

Но «внезапно из провода без всякого прикосновения вышел бледно-синеватый огненный клуб с кулак величиною, шел прямо ко лбу профессора, который в самое то время, не издав ни малого голоса, упал на стоящий позади него сундук, В самый же тот момент последовал громовой удар, будто из малой пушки выпалено было..,»

Ломоносов писал: «Первый удар... пришел ему в голову, где красно-вишневое пятно видно на лбу; а вышла из него громовая электрическая сила из ног в доски. Ноги и пальцы сини, и башмак разодран, но не прожжен... Умер господин Рихман прекрасною смертью, исполняя по своей профессии должность. Память о нем никогда не умолкнет».

Теперь времена другие.

Люди с молнией на такой короткой ноге, что не одни громоотводы их интересуют. Кое-кто пытается прибрать молнию к> рукам и заставить ее работать себе на пользу.

Когда физики пошли на штурм атомного ядра, им понадобились искры неслыханной длины и мощности. Физики начали строить в своих лабораториях электростатические машины такой величины, что в одном разрядном шаре у них мог бы поместиться небольшой гараж. При постройке возникали громадные затруднения.

«Надо ли биться над постройкой гигантских машин, — подумал один ученый, — если могучие электрические машины проплывают у нас над головой? Это грозовые облака. Надо попробовать изловить молнию и направить ее ® аппараты для исследования атомного ядра».

Высоко в горах повесили железную сеть для ловли молний. Это был исполинский стальной гамак, висящий- между двух горных вершин. Он висел на длинных гирляндах изоляторов, похожих на связки гигантских грибов, вроде тех, что свисают с мачт электропередачи. Здесь они были такой длины, что их ь(ожпо было перебросить через переулок.

Все же при первом ударе молния с грохотом перекрыла гирлянды и ушла из сети в землю. Еще в три раза удлинили гирлянды, и молния ринулась iB аппарат Между разрядными шарами стали с громом скакать электрические искры в восемнадцать метров длиной. Своенравная молния покорно работала на людей. Люди вырвали из рук древних богов их грозное оружие.

И все-таки скоро пришлось от него отказаться.

Дело требовало сотен и тысяч опытов, следующих один за другим, и десяток гроз за сезон никого не мог устроить. Физикам некогда было ждать, пока соблаговолит, разразиться гроза.

Люди сказали молнии:

— Пока гуляй! Резвись в межоблачных просторах! Но не потому, что мы не в силах тебя поймать, а потому, что не видим в тебе большого толку.

ЛИЛИПУТСКАЯ ГРОЗА

Нетрудно стать Ильей-пророком! Мы расчесываем голову гребешком —• и в волосах у нас разыгрывается гроза. I К . I '

Искорки сверкают, как лилипутские молнии, рассыпается треск, как лилипутский гром.

Ну, скажут, нестрашная ваша тропа, не испугает и блоху.

Как сказать!

Воздухоплаватели надували, воздушный шар, а он взял и взорвался.

Где причина?

Шар был шелковый, надували его водородом. Водород слегка просачивался через шелк, смешивался с воздухом, образуя гремучую смесь. Эта смесь невидимо окружала шар тонкой газовой оболочкой. Маленькой искры было достаточно, чтобы грянул взрыв.

Воздухоплаватели это знали и соблюдали строжайшие предосторожности.

И все-таки шар не уберегли.

Когда шар надувался, шелковые складки расправлялись, сетка шуршала по оболочке, терлась о шелк, как о волосы гребешок.

Разразилась лилипутская гроза, и гремучая смесь взорвалась.

На заводах приводные (ремни трутся о шкивы, и в сухих, теплых цехах на них щелкают искры длиною с ноготь.

Страшно подумать, что бы тут было, если бы в цехе оказалась взрывчатая пыль?

Значит, не так уж она безопасна, эта лилипутская гроза.

ОХОТНИКИ ЗА ИСКРАМИ

Люди сами иной раз не ведают, что творят.

Человек гладит кошку и не знает, что ведет радиопередачу — посылает в пространство радиосигналы через радиостанцию из кошачьего меха.

Когда гладят кошку, шерсть ее заряжается электричеством и в густом

30