Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 12

Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 12

ШЗя шРЩ

ьсдчикн

ОДЗЕМНЫХ ЮГАТСТ&

В. А. ФЛОРОВ

Среди научных работ и изобретений, удостоенных Сталинской премии за 1943 и 1944 годы, привлекают внимание геологические исследования месторождений цветных металлов.

Страна наша всегда славилась разнообразными запасами полезных ископаемых. По запасам угля, железа, нефти, хрома, марганца и многого другого мы действительно всегда занимали одно из первых мест среди наиболее обеспеченных по запасам стран мира. Что. же касается цветных металлов, то разведанные запасы их еще в конце первой четверти XX века практически равнялись нулю.

Разведанные запасы меди — необходимейшего металла для электрификации страны — не достигали даже уровня годовой выплавки этого металла в Соединенных Штатах. Почти в таком же состоянии находились сведения о запасах свинца. Никеля насчитывалось в два раза меньше, чем за год выплавляла Канада, а по запасам олова мы были на уровне */зо годовой добычи Малайи. По алюминию и цинку разведанные запасы едва достигали двухлетней вы плавки США.

Всего двадцать лет назад сырьевая база цветной металлургии была совершенно ничтожной. Ф. Э. Дзержинский 29 апреля 1925 года докладывал на XIV партийной конференции:

«Вообще вопрос о цветной металлургии является самым основным вопросом в нашей металлопромышленности. Ибо ни электрифицировать страну, ни удовлетворять другие потребности мы без цветной металлургии не можем».

Решение этого основного вопроса упиралось прежде всего в недостаточность сырьевой базы, в отсутствие разведанных запасов. Где закладывать шахты, где строить заводы и где добывать руду для них — вот вопросы, на которые никто не мог ответить еще в 1927 году.

Прошло двадцать лет. Это одно мгновение в жизни народа. Однако его было достаточно, чтобы советский народ на-кгел в недрах своей страны все, что ему необходимо для роста культуры, для развития техники, для обороны. Мгновение это вошло в историю как эпоха трех сталинских пятилеток.

Красная Армия разгромила врага, опиравшегося на промышленность и технику всей Западной Европы. В иод-

готовке этой блестящей победы незыблемой основой лежит эпоха трех сталинских пятилеток, многолетний напряженный труд всего советского народа и в том числе двадцатилетняя работа геологов, разведчиков месторождений цветных металлов.

В горах Алтая; и Средней Азии, в глухой сибирской тайге, среди суровых вершин старого Урала, в тундрах холодного глухого Заполярья сотни геологических партий много лет безуста-ли искали руду. Руда превращалась в металл, из которого строились замечательные машины, первоклассные советские танки и самолеты, бронебойные снаряды и непробиваемая броня.

По запасам свинца и цинка мы занимаем теперь первое место в мире. По всем остальным цветным металлам наши запасы стоят на первых местах среди стран с наиболее развитой цветной металлургией. Наши месторождения могут обеспечить любой масштаб роста добычи цветных металлов.

Труды геологов увенчались блестящими результатами. Они в корие изменили оценку целых крупных районов, казавшихся давно и хорошо изученными.

На севере Урала со второй половины XVIII века разрабатывались Турьинские медные рудники. Недалеко от них в 1840 году были обнаружены редкие выходы на поверхность тёмнокрасных каменистых пород, которые в течение почти ста лет считали убогими железистыми песчаниками. В 1931 году геолог Н. А. Каржавин, изучая образцы в музее Турьинских рудников, обнаружил в этих невзрачных породах больше 50 процентов окиси алюминия. Через девяносто два года «убогие железные руды» превратились в первоклассные бокситы, а название месторождения «Красная Шапочка» стало в короткий срок мировым именем.

Десятки лет с большой напряженностью здесь шли геолого-разведочные работы. Теперь мы смело говорим о Се-веро-Уральском бокситовом бассейне. Размеры его грандиозны. Перспективы блестящи. Бокситы Северного Урала стали основным сырьем алюминиевой промышленности, и каждая наша алюминиевая птица несет в своем сердце кусочек уральской тёмнокрасной земли. Эта земля, перевоплотившаяся в тысячи легкокрылых воздушных бойцов, стала решающим фактором нашего господства в воздухе в боевой обстановке последних военных лет.

Работы коллектива геологов во главе с Н. А. Каржавиным превратили Совет

ский Союз в страну, богатую первоклассными алюминиевыми рудами. Качество этих руд не уступает бокситам лучших месторождений Франции, Югославии и Венгрии.

Сталинская премия первой степени увенчивает многолетние труды геологов: Н. А. Каржавина, И. А. Любимова, П. П. Савченко, JL Н. Смирнова. А. Н. Ходалевича, Д. В. Наливкина и А. В. Пейве. Они из недр Уральских гор извлекли лучшее в мире сырье для лучших в мире самолетов. Крылья этих машин разнесли nq всему миру славу уральских бокситов вместе со славой их первооткрывателей.

Запасы олова в недрах, по данным 1927 года, исчислялись в нашей стране в 16 665 тонн. Для народного хозяйства это означало, что олова нет. Большинство известных, заслуженных, почтен ных, авторитетных геологов считали, что его на! территории СССР и быть не может. Искать олово—по меньшей мере безумная затея.

«Безумство этой затеи» не помешало геологу С. С. Смирнову посвятить служению ей свою жизнь. Объединив вокруг себя группу талантливой геологической молодежи, С. С. Смирнов, ныне академик, самозабвенно бросился на поиски олова в Забайкалье и на крайнем северо-востоке Азии.

Тысячи километров геологических маршрутов пройдено пешком. Легкие самолеты, северные ездовые собаки и олени помогли сделать еще многие тысячи километров для обследования оловянной рудоносности в Забайкалье, Якутии и на Охотском побережье.

Много белых пятен на геологической карте Советского Союза расшифровано и закрашено в геологические цвета умелыми рукахми академика Смирнова, руками его сотрудников и учеников. Среди белых пятен Восточной Азии, в бассейнах рек, впадающих в Восточно-Сибирское и Охотское моря, все чаще и чаще то там, то здесь начинают сверкать кристаллы оловянного камня, группирующиеся в первоклассные месторождения оловянных руд.

Геологические исследования произвели чудесные изменения в расстановке оловянных запасов мира, и Советский Союз с последнего места передвинулся на третье, рядом с мировыми производителями и поставщиками олова — юго-восточной Азией и Боливией.

Блестящая геологическая работа вылилась в сравнительно небольшую моно

ю