Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 14

Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 14

контакте между гранитами и известняками находят все в новых и новых местах «Скарны» Лянгара начинают размножаться, «скарны» Лянгара начинают плодоносить. Недалеко от Лянгара, к югу от железной дороги, группа геологов нашла грандиозный выход на поверхность темной полосы, отделяющей известняки от гранитов. Эта скарновая полоса прослежена на поверхности почти на километр, и запасы вольфрама в ней уже сейчас исчисляются десятками тысяч тонн! Чуть-чуть восточнее Лянгара темнозеленая полоса вновь вырывается на поверхность земли, и здесь сквозь строительные леса уже возникают контуры будущего предприятия. Койташ-ский вольфрамовый рудник, расположенный среди фруктовых садов, начинает входить в строй действующих предприятий; поток тяжелого крупнозернистого песка уже поступает на заводы, изготовляющие легированную сталь.

Все дальше и дальше на восток от Лянгара влечет геологов шеелитово-скарновая гипотеза, и уже недалеко от города Ленинабада— древнего Ходжен-та, где некогда был остановлен могучий вал войск Александра Македонского, найдено крупнейшее шеелитовое месторождение.

На совершенно ровном и чистом месте на километр вдоль поверхности земли простирается рудное тело шириной до двенадцати метров, почти вертикально уходящее в недра. В нескольких местах оно уже выработано на глубину до 15 метров. И здесь взору открывается замечательная картина. Почти вертикальные стенки грандиозного разлома сложены из гранитов. Часть стенок густо окрашена голубыми и синими цветами хрнзоколловой мозаики, богато пропитавшей ряд трещин, расположенных на границе рудного тела и боковых пород. Мощная зона разлома заполнена рудоносной массой, пропитанной шеелитом.

Мы еще не знаем глубины этого месторождения, мы еще только начали его изучать, но то, что уже известно сегодня, ставит это месторождение в разряд важнейших источников сырья для советской металлургии.

За работу по созданию сырьевой базы вольфрамовой промышленности в Средней Азии получили Сталинскую премию геологи Н. А. Смолянинов, Н. В. Не-челюстов, А. В. Пуркин и В. М. Бирюков.

Эти люди много лет ходили по тяжелым дорогам Средней Азии. Много труда потратили они; неоднократно слабели их силы; утомленные и усталые, останавливались они, чтобы отдохнуть, но никогда не возникала у них мысль вернуться назад. Тяжелые дороги привели их к Лянгару.

Много месторождений цветных и редких металлов открыто советскими геологами за время войны. Много новых рудников создано на этих месторождениях; и много, много тысяч тонн руды добывается и перерабатывается в районах, о которых еще пять лет назад почти ничего не было известно.

Огромны успехи советских геологов в открытии новых месторождений. Эти успехи достигнуты людьми, которые не останавливались на полпути.

Алюминий и олово, молибден и медь, никель и вольфрам разведали Советской, стране геологи цветной металлургии. Из них лучшие удостоены Сталинских премий. Лауреаты 'Сталинской премии руководят геологическими работами по разведке важнейших металлов. Сырьевая база этих металлов будет расти и умножаться. Честь и слава геологам, создавшим сырьевую базу цветной металлургии Страны Советов, честь и слава геологам — лауреатам Сталинской премии! 1

12

СЛОВАМИ

VHFHKTY

У Т JL 11 U1 Л

В июне 1761 года М. В. Ломоносов представил в Сенат проект собирания минералов, дающий способ, «которым в один год из всей Европейской части Российского государства, а в два или три1 и изо всей Сибири, собрать можно большую часть минералов».

Ломоносов хотел использовать для проникновения в недра Земли деятельность рек. Он писал: «Реки, разливаясь по всем областям и частям Российской державы, не токмо завсегда показывают в берегах земную внутренность, до коей человеческие силы достигнуть не могут, но и всякую весну быстрина воды и напор льда, подмыв и оторвав прежнюю, показывают новую поверхность земного недра, и, располоекав оторванные части гор, по берегам рассыпает, подвергая оные зрению всякого человека».

Но образцы обнаженных горных пород надо собрать и доставить в Петербург. Кто же этим займется? Ломоносов отвечает на этот вопрос так: «рудоискателей во всякой деревне довольно: все не требуют никакого вздеяния; ни малейшего принуждения, но натуральным движением и охотно все исполняют и только от нас некоторого -внимания требуют... Малые, а особливо крестьянские, дети вешнею и летнею порою, играя по берегам рек, собирают разные камешки и, цветом их увлекаясь, собирают в кучки».

Для осуществления своего проекта Ломоносов предлагал: «Чтобы из «сех городов Российского государства собраны были в Сенат или к кому повелено будет разные пески, разные камни, разные глины, смотря по их цветам».

На основании таких грандиозных сборов Ломоносов хотел составить подробное описание естественных богатств нашей страны, но это его пожелание оказалось завещанием! будущим геологам. Ломоносов умер через четыре года после представления своего проекта в Сенат. А развитие изучения недр горной' промышленности в дореволюционной России совершалось так медленно, что в начале XX века другой русский? великий ученый уже по-иному, конечно, все еще мечтал о проникновении недра земли.

Д. И. Менделеев писал в 1906 году в своей книге «К познанию России»: «Геологические разведки, правда и ныне производимые, следует умножить и сделать их 'результаты более че*м доныне доступными для всех. В заключение скажу, что будь у меня какая-либо на то возможность, в центральной России, около Москвы даже, я бы повел такую глубокую разведку вертикальной шахтой и бурением, о какой доныне и помину нет, и полагаю, что от глубокого проникновения внутрь недр разлилось бы немало света в подземной тьме.- Хоть и солнце знать надо, а все же земля поближе, а за две версты вглубь о ней уже почти ничего неизвестно. Стоит только вообразить, что под Москвой там найдутся мощные каменные угли, чтобы моя мысль стала ясною». Но не только внесение «света внутрь недр» завещал нам Менделеев (его книга «К познанию России» была предсмертным трудом ученого). Менделеев утверждал: «Богатство может быть потенциальным, если можно так выразиться, то есть возможно доступным, находящимся >в непосредственном владении данного народа, но вовсе еще неизвлечен-ным или не находящимся в непосредственном распоряжении. Таково, например, богатство почвы или богатство полезных ископаемых залежей, например, руд, железа или каменного угля...» «Не говоря ни о чем прочем, скажу лишь о том, что мы можем ©есь мир снабдить своим дешевейшим чугуном, железом и сталью»... «Недра нашей земли чрезвычайно богаты ископаемыми, — писал дальше Менделеев, — не говоря даже о таких монетных металлах, как золото и медь, которых у нас без сомнения больше, и много больше, чем в какой-либо другой стране света»...

«Мы могли бы залить нефтью весь свет, каменным углем не только снабдить себя >в изобилии для всяких видов промышленности, но и отопить многие части Европы!» восклицал Менделеев в те годы, когда у нас было только «начатие горно-промышленной деятельности», а «частно-владельческая собственность» на землю и недра тормозили развитие геологической науки и горной промышленности.

Советские геологи, изучающие наши несметные богатства, советские инженеры, извлекающие эти богатства из недр земли, советский народ, осуществляющий сталинский план восстановления и развития народного хозяйства, выполняют заветы великих русских ученых Ломоносова и Менделеева.