Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 27

Техника - молодёжи 1946-05-06, страница 27

i ому, кто не знаком с орга-низ а дие й военно- а втомобил ь-ной дороги, трудно даже представить всю сложность ршбсты этого организма, насыщенного техникой и людьми.

Представьте себе дорогу, по которой в сутки надо пропустить до 4 500 автомашин,.движущихся со скоростью 35— 40 километров в час.

Машины надо нагрузить, разгрузить, заправить горючей водой, возможно, отремонтировать в пути. Все это на продувном Ладожском льду. Когда прозрачная гладь дороги вдруг разрезается трещиной, из нее проступает вода. Все это в снежных, ничем не прикрываемых заносах и почти под самым носом у противника.

Кто из водителей не помнит девятый километр дороги, где в разводьях приходилось строить мосты под артиллерийским обстрелом их с берега?

Но ледовая дорога была создана, освоена и превращена в ледяную автостраду, оборудованную по последнему слову автомобильной техники.

Дорога была рассчитана на раздельное движение—по одной нитке шли груженые машины, по другой — на расстоянии 100—150 метров—порожняк.

По всей трассе были установлены дорожные указатели, надписи; через каждый километр — регулировочные посты; через 5 километров — пункты забора воды.

Вдоль трассы были организованы здесь же, на льду, пункты технической помощи для ремонта и профилактики автомашин, пункты обогрева и медицинской помощи.

Ночью морские «ацетиленовые фонари-мигалки через каждые 100—200 метров указывали машинам направление их движения.

Десятки грейдеров, угольников, автоснегоочистителей оберегали трассу от снежных заносов. Достаточно сказать, что 90 процентов всех работ по снегоочистке было механизировано, 30 гусеничных тракторов работали по очистке.. Специальные мосты немедленно возводились дорожниками в местах образования трещин, над воронками артиллерийских снарядов и фугасных бомб.

Службы: регулирования, дорожно-ко-мендантская, связь, санитарная, противозенитная оборона и, наконец, ЭПРОН (для производства подводных работ),— все они были использованы для сохранения постоянной живучести трассы, на борьбу с врагом и с природой.

И ни на минуту не замирала «Дорога жизни». Автомобилисты знали: груз каждой доставленной в Ленинград автомашины спасет жизнь тысячам человек.

Тысячи мешков с мукой и ящики с продуктами ожидали погрузки на восточном

берегу Ладоги.

Водители показали чудеса самоотверженности. Бывали случаи, когда шоферы, 48 часов не выходя из машины, делали свыше тысячи километров пути. Среди них был водитель-сибиряк Ефим Васильев.

По четыре рейса за смену накатывали они, привязав над головою котелок с положенной в него гайкой, чтобы он шумом своим мешал бы заснуть в пути.

Раненные в результате вражеского обстрела, водители не бросали машин с бесценным грузом, подобно водителю Еркман, который, истекая кровью, теряя сознание, спас автомашину и груз.

Сотни автомашин были возвращены к жизни руками ремонтников ледовых пунктов технической помощи. Они размещались на льду в палатках и в ледяных домах. Имя лучшего бригадира-ремонтника Якова Мороза надолго останется в памяти шоферов, потерпевших аварию на ладожском льду.

Зенитчики, истребительная авиация прикрывали дорогу от вражеских самолетов.

Ледовая трасса держалась на мужестве советских людей, на неослабной воле их к победе.

продолжал расти; в некоторых местах, он достиг 40—60 сантиметров. Как морские катеры, ехали теперь по воде автомашины, разрезая радиаторами воду. Иногда вода уже заливала двигатель — он кашлял и останавливался.

Ездить стало невозможно.

Дорога закрылась...

Можно было подвести итоги ее существования.

Да, это действительно была «Дорога жизни»!

Как морские катеры, разрезая радиаторами воду, шли машины по талой апрельской воде.

С 23 ноября 1941 года по 21 апреля 1942 года просуществовала «Дорога жизни». Свыше четырех месяцев гудела она от непрерывного автомобильного движения.

Продовольствие, фураж, боеприпасы, горючее, уголь, посылки с подарками, почта пересекали озеро но тридцатикилометровому ледяному мосту.

Но вот наступил апрель. На ледяной поверхности дороги появилась вода. Сначала ее было немного, и машины проносились по весенним лужам, разбрасывая легкие брызги. Уровень воды

За время существования ее было доставлено в Ленинград свыше 354 тысяч тонн различных грузов. Из них только одного продовольствия — 268 тысяч тонн.

За это же время по ледовой дороге было эвакуировано из города свыше 500 тысяч человек.

Для этого автомашинам пришлось проделать свыше 41 миллиона тонно-километров. Трудно даже представить себе всю величественность этой цифры.

Вот почему у ленинградцев, глядевших на весенние, плывущие по Неве льды, благодарностью наполнялись сердца к простым людям, которые спасли им жизнь, работая на холодном льду Ладоги.

В русско-японскую войну через Байкал была наведена ледовая переправа для железнодорожных составов.

25