Техника - молодёжи 1947-02, страница 10

Техника - молодёжи 1947-02, страница 10

Смена давно окончилась, товарищи разошлись, а Илья все еще оставался © цехе, у своего верстака. Сегодня все было в порядке: мастер, довольный результатами, похвалил Илью — собирались -новые детали для турбины в 100 тысяч киловатт, а его слесарная бригада ©ее же дала свыше двух норм.

Но Илья почему-то остался в цехе. Не уговорил его уйти вместе с собой и брат Петр — токарь с соседнего пролета.

— Ну и сиди, как бирюк,—сказал с добродушной усмешкой Петр. Но Илья даже не ответил. Он сидел за верстаком, задумчиво глядя в окно. Вот прошли гурьбой 'молодые ребята, донесся звонкий девичий смех, чьи-то восклицания. В этой группе Илья заметил статную фигуру фрезеровщика Корот-кова. Он Шагал уверенной, быстрой походкой. Илья перевел взгляд на стену, где был вывешен свежий номер многотиражки с итогами соревнования. Рядом с 'портретом знатного фрезеровщика Алексея Корогкова был и его портрет.

Ровно год назад, вспомнилось Илье, он увидел свое имя на доске почета горкома комсомола. Тогда Короткову было далеко до него. Комсорг Илья Хватов задавал тон. Его бригаде в знак особой чести присвоили имя 'Александра Матросова. Его единодушно избрали делегатом на конференцию молодых бригадиров в Москве. Однажды, после очередного присуждения первенства по заводу, Илья встретился в комитете комсомола с Коротковьш. Хорошо запомнился их разговор.

— За тобой не угонишься, — сказал Алексей.

— Фрезеровщику это, пожалуй, невозможно, — глубокомысленно ответил Илья.

— Почему же?

— Ты ведь одни и те же детали выпускаешь. А мы собираем разные узлы. И всякий раз вводим что-либо новое-—то кондуктор, то штамп. Только соображай...

На этом беседа прервалась, и больше на эту тему они не говорили. Но какой-то молчаливый производственный спор изо дня © день, из месяца в месяц неустанно продолжался между ними. Показатели Короткова росли медленно, Илья же ощущал силу, верил в своих помощников, «работал с задором, и пальма первенства, казалось, навсегда осенила его бригаду.

И совсем неожиданно по всем цехам огромного завода пронесся слух о почине Короткова, впервые применившего у себя на станке скоростное фрезерование. Своей выработкой он ошеломил ©сex. Любое задание Алексей выполнял на 800 и больше процентов, оста©ив далеко позади бригаду Хватова.

НАРЕЗКА

кашхшища

ХЬшгьоЬа

Л♦ ЛОМБЕР Г

Рис. А. КАТКОВСКОГО

Он дерзко ломал старые нормы. Коротков показал, как надо решительно обгонять время, сокращая сроки исполнения сталинские предначертаний.

Противоречивые чувства владели Ильей Хватовым. Как и другие, он выражал радость по поводу победы Короткова. Что ж! На то и соревнование. Оно невозможно без борьбы, без упорства и творчества. На пятиминутке, до начала смены, Илья объявил своим комсомольвдм, что теперь дело 'пойдет веселее, есть за- кем тянуться, кого опережать. Но к концу смены Илья почему-то загрустил, и теперь он сидел, размышляя, как же ©се-таки не уступить Короткову, оказаться победителем в трудовом бою, доказать, что и его, хватовская, воля не слабее коротковской. Он встал, собираясь итти домой, но, сам того не замечая, оказался не у остановки трамвая, а в заводском комитете комсомола. Секретарь комитета Семенов точно ждал гостя.

— Здорово, Илья! — воскликнул он. — Легок на помине. Только сейчас примеривал, кто у нас еще может последовать почину Корогкова. Ты ведь © первую очередь...

— Нет, — сознался Илья: — хочется, не скрою, да колется. Ничего не придумал.

ч— Милый мой, — Семенов встал со своего места, подошел к Илье, — выдумки нынче мало, очень мало. Нужны знания. Надо почувствовать новизну в технике, докопаться, дойти до нее... Кстати, почему бы тебе не заглянуть в Дом техники?

Через несколько дней Хватов действительно сидел в Доме техники и слушал лекцию -профессора. Тот объяснял новинки токарного дела.

«Вот неудача! Это скорее надо бы Короткову послушать», решил про себя Илья и уже собрался было при первом удобном случае уйти с лекции. Но профессор объяснял ясно и образно. Вот он остановился на обработке винтовой резьбы. Казалось, чего проще? Но можно одну и ту же резьбу сделать стальным зубом резца. И то же проделает стальной гребень. Он «прочешет» сразу несколько «проборов» в металле. Еще лучше вийтонарезная головка- Нет ее — употреби плашки, гребенчатый фрез, шлифовальный круг или накатку. Профессор увлекся. У него благодарная аудитория — стахановцы. Им нужны не только знания, им нужна перспектива, им нужно раскрыть возможности дальнейших дерзаний в технике. И он говорит уже о нарезке винтов © ближайшем будущем.

— Сейчас резец наступает на вращающуюся деталь, скорость ©ращения ее определяет в основном быстроту обработки, Но скоро, — говорит профессор, — появятся станки, где и сам резец помчится вихрем-. Скорости во много раз увеличатся!

«Не для меня это, — думал Илья.— Пусть это токарей заботит».

Немного разочарованный, он вышел из парадного подъезда и медленно зашагал по многолюдному Невскому проспекту. Вслушиваясь в привычный свист снежного ©ихря, Илья все-таки старался представить, как же должен выглядеть новый резец, как его закрепить, чтобы заставить вращаться вихрем. Возможно ли то, о чем- (размечтался профессор?

С этого и началось. Много ночей затем просидел Илья, вычерчивая различные приспособления. Он зачастил в Дом техники, его уже узнавали лекторы, шутя называя «старожилом». Попрежнему Илья руководил бригадой сборщиков, но теперь почти никогда не уходил он после смены вместе с товарищами. Когда ©се расходились, Илья вставлял в тиски различного вида замысловатые оправки, что-то пилил, ©ытачивал, сверлил. Однажды, это уже было в августе, Илья уговорил брата остаться и сделать «о чертежу одну токарную деталь. Петр согласился. Неожиданно к братьям подошел механик цеха Иван Николаевич Зверев.

10