Техника - молодёжи 1947-04, страница 16

Техника - молодёжи 1947-04, страница 16

учебы, а седьмая группа, состоящая, как и все другие, из трех стахановцев, может быть названа и «копилкой» опыта и контролем исполнения одновременна Эта группа собирает рабочие предложения. организует беседы и следит за исполнением того, что уже попало в план.

Здесь крайне уместно подчеркнуть уже установившееся в цехе правило, делающее план Матросова особенно эффективным. Оно, это правило, заключается в том, что всякое поступившее предложение разбирается не позже чем на следующий день и начальник цеха немедля приступает к его осуществлению.

Вот как стахановец Матросов помог найти правильный путь к освоению всеми рабочими передовых методов, к всеобщему повыше-шению производительности труда.

Так пришел простой советский человек к всеобщему признанию и славе. В закройном цехе и раньше хорошо знали этого стахановца, никогда не застаиваю-

Инициаюр широкого внедрения стахановских методов, стахановец-закройщик мое- щегося на одних и тех же

ковской обувной фабрики «Парижская Коммуна» Василий Матросов объясняет «сек- показателях, всегда ищуще-

реты» стахановской закройки комсомолкам-закройщицам (слева направо) Зое Дюжовой, го и пытливого.

Анс Кузяковой, Ане Ярмаковой и Тане Курсовой Урок проводится у штамповального Не так просто усвоить

станка, оборудованного специальными приспособлениями, предложенными и внедрен' приемы раскроя кожи, как

ными Матросовым. говорится, «набить себе ру

ку» и приучить глаза охватывать быстрым взглядом кожу, сразу же определяя, какая ее часть более всего пригодна для носка или задника в будущем ботинке. Матросов провел на закройке около восемнадцати лет. Удивительно л :«, что зрелый, знающий бригадир является застрельщиком соревнования? За ним тянулась молодежь цеха, и больше гола с бригадой Матросова соперничала в достижении первенства молодежная бригада комсомолки Тани Илюхиной. Если по количеству сделанного кроя Таня все еще отставала от Василия Ивановича, то по качеству и особенно по экономии материала молодые девушки сумели вырваться вперед. Таким было положение еще в начале февраля.

Сейчас оба бригадира не только соревнуются друг с другом, но и взялись подтянуть до своего уровня соседей. Весь цех стал стахановской школой. Илюхину мы застали за внимательным изучением карты хронометража, произведенного на рабочем месте Матросова. На столе у Василия Ивановича мы увидели, небольшую рукопись — это Таня описала свой метод экономии кожи.

— Надо теперь всем учиться, искать и находить новое, — говорит Матросов, — иначе очень скоро отстанешь. Наш план сделал досгулным для каждого рабочего все, что раньше было известно только отдельным мастерам.

Почин Василия Матросова — рабочего новой, советской Москвы — подхватывают все новые и новые заводы и фабрики Советского Союза, создавая свои планы овладения искусством стахановского труда. План Матросова стал популярной формой подтягивания всех отстающих до уровня передовых не только в легкой промышленности, но и в машиностроении. Уже составлен и осуществляется такой план на Московском заводе шлифовальных станков, на «Красном пролетарии», на Коломенском паровозостроительном завоте и на многих других. Очень быстро инициатива стахановца-москвича становится доаоя-иигч всей родины.

Это повышает производительность. Насколько? Покажет будущее. Но если даже на один процент, то это составляет по цеху за год еще лесятки тысяч пар обуви.

Вторая группа взялась за изучение качества работы. Как используется материал? Какова наиболее рациональная раскройка кож? С помощью фабричных хронометражистов было зарегистрировано время, затрачиваемое лучшими стахановцами «а каждую операцию. Выявилось, что комсомолка Илюхина лучше других знает «топографию» кожи и потому в ней мгновенно ориентируется, как опытный разведчик на местности в боевой обстановке. Стахановка Малахова мастерски определяет направление тягучести кожч, а Гузенева может стать своеобразным эталоном для других в отношении наиболее выгодной раскладки резаков. У ГузеневоЙ зря не пропадает ни клочка кожи. А взгляните-ка в только что вышедшую цеховую стенгазету. Посреди заметки висит маленгький обрезок кожи площадью в 0,8 квадратного дециметра. Прочтите немногословный текст, и вы узнаете, что, если закройщик на каждой паре обуви сэкономит хотя бы эту кроху, цех — один только цех одной обувной фабрики! — даст стране 100 тысяч пар обуви без дополнительных затрат сырья.

Что же надо сделать для достижения экономии»? Усвоить опыт передовых. И уже готовятся фотографии иллюстрирующие стахановские приемы раскроя кож. Ими снабдят всех закройщиков. Уже работают 10 стахановских школ, где передаются не индивидуальные методы, а только самые лучшие, по составленной на основе хронометража карте наиболее совершенных приемов работы.

Третья группа занялась оборудованием рабочих мест TV что раньше сделал для себя и своей #рипды Матросов, теперь стало всеобщим достоянием. У всех штампов появились кронштейны для подвески кож. Раньше лакройщик за смену

вынужден был нагибаться по 25—30 раз, чтобы взять кожу из-под штампа^ Расходовалось время и на расправку ее. Теперь он снимает аккуратно расправленную кожу с кронштейна одним движением руки. Скажете, пустяк? Но это, как подсчитано, повысило производительность на 0$ процента, что равняется свыше чем 7 тысячам пар обуви!

Отдел главного мехашка изготовляет комбинированные подножки для штампов. Раньше были подножки, но только стандартные. Никто не задумывался над тем, что рабочие разного роста, и если олному подножка хороша, то другому приходится тянуться к цггампу или же сгибаться над ним. Теперь стало очевидным, что удобная работа — наиболее производительна. Комбинированная под ножка Матросова получает право всеобщего гражданства.

Четвертая группа посвятила свое внимание потерям рабочего времени. Выявилось, например, следующее. После каждого удара штампа хобот ударника отводится вправо. Для его автоматического возврата нужен специальный амортизатор. Его придумал Матросов. Но у других такого приспособления не было. Рабочий в смену делал правой рукой до трех тысяч лишнтх движений (по числу ударов машины).

А инструмент! Чтобы выкроить деталь, требуется один удар штампа, но низкое качество резаков и неровная поверхность колод вынуждали делать часто по два удара. Каждый удар — секунда. 600 лишних ударов— это 10 минут. Цена же секунде и минуте стала сейчас всем одинаково хорошо известна. И администрации пришлось улучшить обработку резаков на точилах, заняться инструментом. — таково требование стахановцев, вошедшее обязательным пунктом в план Матросова.

Очень важную роль сыграла пятая группа, разгрузившая квалифицированных людей от подсобных работ.

Шестая группа занялась поисками новых форм техничгч кой проплганл>г i

и